Берегоукрепление Листвянки должно находиться исключительно в федеральной собственности

К такому выводу пришел Арбитражный суд Иркутской области удовлетворяя требования Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры о признании недействительными соглашения о субсидировании и муниципальный контракт на строительство инженерного объекта.

Берегоукрепление озера Байкал, планируемое к возведению в Листвянке не может быть отнесено к муниципальной собственности или собственности субъекта РФ. Действующие законы предусматривают разделение полномочий в отношении водных объектов исходя из их значимости. В исключительном ведении РФ остаются особые водные объекты федерального и мирового значения. В их отношении полномочия субъектам никогда не передавались и все действия по их охране, распоряжению, осуществляются исключительно федеральными органами исполнительной власти.

Земля, находящаяся в границах особо охраняемых природных территорий, а также земля всемирного природного наследия по границам центральной экологической зоны в силу закона относится к федеральной собственности. У органов местного самоуправления нет полномочий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении озера Байкал.

Соглашение, заключенное между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и администрацией Иркутского района о предоставлении субсидии признано недействительным.

Суд согласился с доводами прокурора о том, что предоставление субсидии на строительство берегоукрепления озера Байкал с последующей передачей гидротехнического сооружения в муниципальную собственность, приведет к нарушению интересов Российской Федерации, так как часть акватории озера с построенным на нем гидротехническим сооружением перейдет в муниципальную собственность. Гидротехническое сооружение по укреплению берега оз. Байкал подлежит передаче в собственность Российской Федерации.

Более того, содержание и эксплуатация гидротехнического сооружения такого уровня в виду ежегодного дефицита муниципального бюджета, будет являться излишне обременительной для муниципалитета, что может повлечь ненадлежащую эксплуатацию берегоукрепительного сооружения и наступление чрезвычайной ситуации.

Законность решения проверена судом апелляционной инстанции, вступило в законную силу.

По информации Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры