Елена Дьячкова: «Отдаём себя работе максимально»

Ежедневно сотрудники Управления социальной защиты населения по Иркутскому району общаются с десятками людей, которым необходима помощь. Иногда они становятся первыми слушателями невероятных человеческих историй и всегда готовы не только выслушать и поддержать словом, но и делом. Возглавляет управление Елена Дьячкова. О предварительных итогах года, мерах социальной поддержки людей в период пандемии и непростых буднях социальных работников наш разговор с ней.

Управление социальной защиты населения — это живой многофункциональный организм. Мы поддерживаем людей, начиная с их рождения и до ухода из жизни, — начала наш непростой разговор Елена Иннокентьевна. — У нас в штате работают 39 человек, из которых 26 напрямую занимаются вопросами поддержки. Половина коллектива — молодые специалисты. Некоторые из них приходили к нам на практику, да так и остались. Они поняли, что помощь людям — их призвание. Но хочу сказать, что далеко не все так поступают. Ведь ненормированный рабочий день, психологическая нагрузка при работе с клиентами и большой объём нормативных документов не всем окажутся по плечу.

Нагрузки увеличились во время пандемии. Ведь нас стало значительно меньше. Часть сотрудников ушли в заслуженный отпуск, другие взяли вынужденный больничный, а третьи работают в дистанционном формате.

Чем может помочь людям соцзащита?

— Существует более ста мер поддержки, в числе которых как денежные выплаты, так и предоставление возможности бесплатного зубопротезирования, проезда, обеспечения лекарствами, питания в школах и новогодние подарки. Также курируем вопросы получения материнского капитала. Словом, работаем с самыми разными слоями населения.

К нам обращаются семьи с детьми, ветераны и участники ВОВ, труженики тыла, инвалиды, отдельные категории граждан, проживающие и работающие в сельской местности (педагогические и медицинские работники, работники культуры и социальных учреждений), дети войны, реабилитированные, участники ликвидации ЧАЭС и других техногенных катастроф, государственные служащие, люди, награждённые за особые заслуги перед Отечеством Иркутской областью, почётные доноры РФ, получатели региональной социальной доплаты к пенсии, опекуны и попечители, и это ещё не весь перечень категорий граждан.

Если говорить о 2020-м, кому в этом году особенно была необходима ваша помощь?

В этом году нам поступило 55,5 тыс. заявлений от более 25 тыс. граждан. Это на десять тысяч (!) больше, чем в прошлом году за этот же период. Наш район — самый быстрорастущий в Иркутской области. После наводнения в Тулуне, произошедшем в 2019 году, многие семьи выбрали Иркутский район для постоянного места жительства. С начала года сюда переехали более 600 человек, которые уже получают около 1700 мер поддержки.

Больше всего в этом году было уделено внимание семьям с детьми. Когда более 25 лет назад начинала работать, детских пособий было всего три вида. Сейчас их гораздо больше. Семьи получают ежемесячные выплаты на детей до 16 (18) лет, бесплатное питание в школах, бесплатные лекарства для детей до 3 (4, 6) лет, выплаты на школьную форму, компенсацию родительской платы за детский сад, выплаты при рождении детей, пособие до 1,5 лет и многие другие льготы.

Сколько в Иркутском районе многодетных семей? Им ведь всегда уделялось особое внимание.

Семей, имеющих трёх и более детей в возрасте до 18 лет, получающих социальную поддержку, в Иркутском районе немало — более трёх тысяч. По одной семье, имеющих 12,11,10 несовершеннолетних детей; у 6 семей — по 9 детей; 7 семей — 8 детей; у 23 семей — по 7 детей; в 43 семьях — по 6 детей; у 151 (!) семьи — 5 детей; в 551 семье — по четыре ребёнка и в 2583 семьях — по трое.

Я поражаюсь, как мамы пяти и более детей успевают всё и даже умудряются помогать другим семьям. Вот, например, в Хомутово у многодетных семей есть свой «дом». Там они встречаются, делятся опытом, шьют, вяжут, а какие поделки делают с ребятишками — глаз не оторвать!

В каком формате сейчас ведётся работа с людьми?

Нам пришлось изменить привычный рабочий процесс. С 30 марта по 26 июля мы закрывали личный приём граждан. В тот период у входной двери в здание и холле стоял ящик для заявлений и обращений. С 9 ноября нам снова пришлось вернуться к такому формату работы. Через МФЦ «Мои документы» к нам поступило почти половина заявлений — 22 тысячи (41%).

Нынешний год непростой, как вы справляетесь?

До пандемии всем было гораздо легче. Изменения в нашей жизни произошли кардинальные, многие привычные вещи пришлось пересмотреть. Главная тревога сейчас за здоровье родных и коллег.

В этом году появились новые меры социальной поддержки. Это ежемесячная выплата на детей от трёх до семи лет включительно в размере 5979,50 руб. С мая к нам поступило 14 тысяч (!) таких заявлений.

Впервые семьи подают только один документ — заявление без предоставления иных доказательных документов. Представьте, что только на одну семью (в зависимости от количества её членов) приходится от 20 до 60 запросов. В мае, июне одновременно нам поступило несколько тысяч заявлений. В этот же период возникли межведомственные проблемы с коммуникацией.

Хочется попросить прощения у наших получателей, которые не могли до нас дозвониться. Мы максимально отдавали себя работе, но порой просто не хватало часов в сутках для отработки такого объёма информации. Мы понимали, что чем быстрее назначим выплату, тем меньше будет нуждающихся в нашей помощи. И просили у наших жителей только лишь набраться терпения.

Как можно подать заявление для назначения новых мер поддержки?

Через ящик для заявлений, установленный при входе в учреждение и на первом этаже. Заявления рекомендуем заранее скачивать на сайте Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области в разделе «Предоставление мер социальной поддержки в период, связанный с распространением коронавирусной инфекции», и заполнять дома.

Проконсультироваться по тому или иному вопросу можно по телефонам горячей линии 52-66-19, 89148809631, а также по вопросам зубопротезирования, материнского (семейного) капитала, льготного проезда, присвоения званий, выдачи удостоверений — 52-66-18, 89642187173. Дополнительно, на период действия ограничительных мер, открыт ещё один адрес электронной почты soczachitairk38@gmail.com.

Что является самым сложным в работе с людьми?

К нам приходят разные люди, в том числе оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Решение об отказе заявителю — одно из самых сложных. Каждый, кто обращается к нам, ожидает положительного решения своего вопроса, но… Любая финансовая выплата назначается только при соблюдении определённых требований и условий. Реакция людей разная на отказ в назначении, в том числе, к сожалению, и агрессивная.

Каким, на ваш взгляд, должен быть социальный работник?

В первую очередь отзывчивым: ведь без душевного тепла и сострадания в нашей работе нельзя. Ну и, конечно, с крепкими нервами, умеющим работать в команде. Наш небольшой коллектив — это семья. На работе мы проводим большую часть времени. Взаимопомощь, поддержка друг друга в любых ситуациях давно заведены в коллективе.

Но одним нам было бы не справиться. Наши помощники — это главы муниципальных образований и сотрудники профильных отделов каждой территории. Они очень тесно работают с населением на местах, решают огромное количество вопросов и проблем, помогают со сбором документов, консультируют, разъясняют, организовывают мероприятия и праздники. Огромное им спасибо за труд!

Анна ПЕТУХОВА