Золотое кольцо Иркутского района

Наверняка вы знаете известный туристский маршрут — Золотое кольцо России. История этого названия уходит в 60-е годы прошлого века. Тогда журналист Юрий Бычков сел в свой москвич и отправился в путешествие по восьми городам к северо-востоку от столицы, чтобы написать о путешествии цикл статей, где, на его взгляд, сохранилось больше всего уникальных памятников истории и культуры. Остановками на маршруте стали Сергиев Посад — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Кострома — Иваново — Суздаль — Владимир. Возвращался назад он другой дорогой, то есть проехал по кольцу. Отсюда и название.

По аналогии мы задумали путешествие по Золотому кольцу Иркутского района, начав знакомство с храмов, расположенных здесь.

Первой точкой нашего маршрута стало село Урик. Здесь расположен храм Спаса Нерукотворного, или Спасская церковь. Это памятник культового зодчества ХVIII века федерального значения. Стены церкви помнят декабристов: на территории похоронен один из них — Никита Муравьёв, а Александр Муравьев венчался здесь с Жозефиной Бракман. Это самая древняя постройка в Урике и самая старинная — первая каменная церковь за пределами Иркутска.  Восьмого ноября (в день памяти Дмитрия Солунского, когда произошло освещение храма) ему исполнится 240 лет.

Царский силуэт

Говорят, храм Спаса Нерукотворного построен в удачном месте. Еще не успеваешь привыкнуть к мысли, что выехал за город, издалека уже виден его внушительный, величественный силуэт.

Храм всегда старались построить на самом видном месте, чаще всего в центре села или на возвышении. Он служил ориентиром для путников в ясные дни и спасал в непогоду, ведь во время метели церковный колокол звонил непрерывно. В дни всенародных бедствий призывал он к стойкости и мужеству, радостным перезвоном встречал праздники. Храмы на Руси всегда были центром не только духовной, но и культурной жизни. Появлялся храм — преображалась жизнь.

Примерно так было и в селе Урик. Облюбовали уриковские земли в начале ХVII века пришлые крестьяне, поставили кресты на четыре стороны света и зажили себе. Потом, как рассказывают летописи, построили деревянную церковь Нерукотворного Образа и в 1718 году подали прошение о том, что им нужен священник. И в конце года «на Урик был послан священник Фёдор Сидоров».

— Очень давно это было, — рассказал настоятель храма Спаса Нерукотворного протоирей Владимир Новидонский, — но место, где стояла деревянная церковь, известно.

Отец Владимир

Мы подошли к окну, между ёлками виднелся едва заметный бугорок. Ели на территории храма знатные. Такое дерево три века растёт. Между елей и был построен старый храм.

А потом обветшавший деревянный сменил каменный, белостенный. Дата постройки его по документам разнится, но принято считать, что возведение началось в 1771 году, а в ноябре 1779 года нижний придел был освящён во имя святого мученика Дмитрия Солунского и стал действующим. Верхний придел — в честь Спаса Нерукотворного Образа — возводился намного дольше. Он был достроен и освящён в 1796 году.

Сибирское барокко

Говорят, в облике Спасской церкви можно разглядеть самые разные архитектурные стили. Здесь явно просматриваются все черты стиля барокко, просуществовавшего в Сибири почти сто лет. Это ярусный силуэт объёмов церкви, колокольни и другие детали. А ещё есть версия, что храм — уменьшенная копия иркутской Михаило-Архангельской Харлампиевской церкви. Он отличается от неё лишь высотой колокольни. Возможно, и мастер, строивший храмы, был один.

Помимо Урика к приходу Спасской церкви относились и деревни Грановщина, Карлук, Хайрюзовка, Глазуново, Лыловское и Поздняковское поселения. При церкви существовали богадельня и церковно-приходская школа. По штату храму полагалось два священника, диакон и четыре причетника. На каждого духовника приходилось примерно по 115 дворов. Сохранились в истории имена спасских священников: Трофим Громов, Тимофей и Иоанн Серебренниковы, Пётр Благосклонов. За всю историю храма всего двое отслужили здесь по пятьдесят лет.

Документы рассказывают, что жили на селе по тем временам очень зажиточно. На собственные средства строились и содержались церковь, школы, дом священника. До начала революции храм благополучно действовал, а дальше его история развивалась как тысячи историй других храмов в стране. Он был закрыт, переоборудован под склад, изъяты и осквернены святыни…

Чудесное спасение

Но некоторые из старинных икон чудесным образом сохранились. Во многом благодаря учителю географии, основателю Уриковского краеведческого музея Николаю Перетолчину. Когда-то музей Урика гремел на всю область, а областное руководство возило сюда многочисленные иностранные делегации. Рассказывают, что именно он спас часть икон из храма и сохранил их как музейные экспонаты. За два десятка лет работы Перетолчин собрал по окрестностям Урика более 150 икон.

— Среди спасённых и крест с распятием Иисуса, — рассказал отец Владимир. — Святынь из тех далёких времён немало. Вот икона Божьей Матери. Закрашена была. Матушка моя немного искусство реставрации знала, смыла верхний слой, там оказался совсем другой фон. Икона стала ярче, заиграла. Можно было и дальше поискать, ведь это не редкость, когда первоначальный образ скрыт под несколькими слоями, но таким тонким искусством должны заниматься мастера.

А вот образ Николая Угодника. Иконе 200 лет, она пострадала при пожаре. Была вся в копоти, огнём повреждён край. Долго собирали деньги, чтобы отдать её на реставрацию, долго договаривались с реставратором. Мастер держал её целый год. Чтобы снять сложные накопчения, он заказывал специальный растворитель из Санкт-Петербурга. А когда закончил, то ничего не взял за работу.

Ещё одна старинная икона — простая бумажная, на ней следы мироточения. Это одна из самых почитаемых греческих икон великомученика Димитрия Солунского с частицей мощей святого.

Возрождение

Спасская церковь в 2001 году

В конце 1960-х Спасскую церковь хотели поставить на консервацию. Храм разрушался: в алтарной части появилась большая сквозная расщелина, трещины пошли по всему зданию церкви. Осенью 1968 года обрушилось уникальное двухъярусное крыльцо с луковичным завершением, соединявшееся со Спасским приделом церкви ползучей аркой. Денег не нашли, и уникальный, полуразрушенный памятник простоял в таком виде до 1978 года, когда, наконец, было принято решение о финансировании консервационных работ. В 1980-м постановили выполнить проект реставрации. Но так ничего и не случилось в те годы.

Новейшая история храма началась в 2000 году вместе с его реставрацией. И в январе 2002 года он вновь встретил своих прихожан.

— Работы на тот момент ещё не были завершены, — поделился воспоминаниями отец Владимир. — Всё было временное, стояли печки-буржуйки, которые согревали народ и коптили стены. Но люди шли, они отстаивали службы с духовной радостью. Жизнь возвращалась в храм.

Постепенно были восстановлены иконостас и Царские врата, вернулась в храм церковная утварь. В основном все иконы написаны иконописцем Светланой Турчининовой. Низкий поклон ей. Работа не из простых. Икона — ведь не только предмет почитания и особого благоговения верующих, это целый пласт православной культуры, духовная суть иконописца.

Храм Спаса Нерукотворного открыт постоянно. По выходным дням здесь проходят службы, а по субботам совершается Таинство крещения. А еще в церкви, как в старые добрые времена, работает воскресная школа. Здесь ребята изучают азы православной культуры, ставят спектакли, разучивают песни, создают поделки и общаются друг с другом.

Сейчас здесь все готовятся к большому торжественному богослужению, которое пройдёт 8 ноября в честь 240-летия храма. Ожидается приезд высокого гостя — митрополита Иркутского и Ангарского Вадима. На празднике будут рады каждому гостю.

Ольга Недзвецкая