Как уберечься от злоумышленников

В период пандемии всё больше людей стали использовать различные интернет-ресурсы для покупки каких-то вещей или совершения сделок. В связи с этим возросло и число преступлений, совершаемых в интернет-пространстве.

Как уберечь свои сбережения и не попасться на уловки мошенников, рассказал заместитель начальника полиции по оперативной работе МУ МВД России «Иркутское» подполковник полиции Александр Константинов.

Ваша карта заблокирована…

Александр Валерьевич, какие преступления, на ваш взгляд, самые распространённые?

Одни из самых распространённых преступлений — телефонные мошенничества, когда на домашний или мобильный телефоны звонят неизвестные, вводят людей в заблуждение, пытаясь под различными предлогами выманить у них деньги. Мошенники сообщают от имени банка о том, что «ваша карта заблокирована», и, если гражданин перезванивает на указанный в сообщении номер телефона, всё заканчивается плачевно.

Мошенники звонят и сообщают, что ваш родственник в беде. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего не терять самообладания. Перезвоните родственнику, о котором идёт речь, и спросите, действительно ли он попал в сложную ситуацию и нуждается в помощи.

Если мошенник почувствует, что гражданин начинает верить в сказанное, он передаёт трубку якобы сотруднику правоохранительных органов, и тот уже продолжает разговор, предлагая за определённую сумму избежать возможной ответственности перед законом. Как правило, человек в такой ситуации легко теряет самообладание и готов отдать деньги первому встречному. Мошенники сообщают номер банковского счёта, на который необходимо перевести деньги, либо присылают курьера, который забирает деньги, приехав домой к потерпевшему.

Чаще всего в подобные ситуации попадают пожилые люди. Им обязательно нужно рассказывать о возможных действиях аферистов и о том, как нужно себя вести в подобных ситуациях.

Наверное, самое большое число мошенничеств всё-таки связано с банковскими картами? Людям звонят, представляются сотрудниками банков, представителями различных фирм, магазинов…

Совершенно верно. Нередки ситуации, когда на мобильный телефон поступает СМС-сообщение, в котором говорится о том, что банковская карта заблокирована и где указан номер сотового телефона, по которому следует связаться со специалистом для решения проблемы. После того как человек набирает данный номер телефона, ему отвечает якобы сотрудник банка: он инструктирует позвонившего, каким образом, используя банкомат, можно разблокировать карточку. И это обман — вы просто переводите денежные средства со своей карты на счёт мошенников! Прежде всего нужно помнить, что службы безопасности никогда не станут вам звонить и тем более просить денег.

Покупать и продавать с умом

В последнее время мы всё чаще совершаем покупки в интернет-магазинах: это и время экономит, и товар там часто гораздо дешевле.

В невысоких ценах порой и таится корень зла. Мошенники подают объявления, например, о продаже автомобиля, при этом указывают цену, заведомо ниже рыночной. Заинтересовавшийся человек перезванивает, чтобы уточнить информацию о цене. Мошенник сообщает, что она обусловлена срочностью продажи, затем предлагает сделать предоплату, так как желающих купить недорогой товар очень много. Если человек готов оплатить часть стоимости, то ему сообщают номер счёта, на который необходимо перевести деньги. Получив перевод, мошенники просто перестают отвечать на звонки, а покупатель остаётся без денег и товара.

Другая ситуация, когда вы сами продаёте вещь. В данном случае мошенник звонит уже под видом покупателя. В ходе беседы он сообщает, что сейчас находится не в городе и готов оплатить товар по безналичному расчёту, просит сообщить номер вашей банковской карты. Затем, уже зная ваши данные, регистрируется в мобильном банке. На мобильный телефон вам приходит сообщение с кодом активации. Мошенник сообщает, что для подтверждения денежного перевода ему необходимо ввести код и просит продиктовать его. Узнав код, злоумышленник получает доступ к банковскому счёту гражданина.

Как уберечь себя от подобных ситуаций? Ни в коем случае не сообщайте данные своей банковской карты посторонним лицам, пусть даже и представившимся сотрудниками банка. У сотрудников банка имеется вся необходимая информация, а сведения о паролях, коде безопасности (три цифры на обороте банковской карты) им не нужны. Если вам позвонили и сообщили о возможных банковских операциях, которые вы не совершали, и у вас появились сомнения, прервите разговор, самостоятельно позвоните в банк. Не стоит забывать, что, как правило, все операции о снятии, зачислении денежных средств оповещаются посредством смс-сообщений с официального номера банка, к примеру, с номера 900 клиентам Сбербанка.

Доверяй, но проверяй!

Злоумышленник взламывает страницу в соцсетях и делает от твоего имени рассылку сообщений друзьям с просьбой помочь и срочно перевести деньги на указанный счёт. Как поступить, если это произошло?

Лично связаться с другом и уточнить, действительно ли он нуждается в помощи. Не всегда злоумышленники действуют дистанционно. Обычных мошеннических схем в нашей жизни тоже хватает. Здесь также нужно не терять бдительность. К примеру, в дверь позвонили неизвестные и представились социальными работниками. Что предпринять в первую очередь? Обязательно проверить их служебные удостоверения. А в идеале просто не открывать дверь незнакомым людям.

Встречаются случаи, когда мошенники приходят к пенсионерам и предлагают им какие-­то услуги, к примеру, помощь в покупке недорогих продуктов питания. В итоге они заключают фиктивный договор и забирают деньги. При этом успевают проследить, откуда пожилой человек доставал сбережения и, улучив момент, забирают остальное.

Каковы главные правила, которые нужно соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников?

Не доверяйте незнакомым лицам, проверяйте полученную от них информацию. Не устанавливайте подозрительные или незнакомые вам приложения на телефон или компьютер.

Запомните простое правило: если вам позвонили с номера, имеющего код 495 (Московский регион), это не означает, что звонят из вашей кредитной организации. При поступлении любого звонка попросите данные звонившего сотрудника и самостоятельно перезвоните на официальный номер кредитной организации.

Не доверяйте информации о лёгком заработке, подозрительно высоких процентах по инвестициям, получении выигрыша или денежного вознаграждения.

Будьте внимательны при совершении онлайн-покупок. Проверяйте данные продавцов, по возможности оплачивайте товар при его фактическом получении. Не переводите денежные средства на электронные кошельки. Помните, что если продавцом выступает компания, должны быть реквизиты банка, в котором открыт счёт организации.

Используя интернет, не переходите по указанным сомнительным ссылкам, отправленным вам продавцами товаров, это может привести к заражению устройства вредоносными программами либо утечке персональных данных. Будьте бдительны, если вы в чём-то сомневаетесь, можете позвонить на телефон доверия МВД России по Иркутской области (3952) 216-888, где вам обязательно помогут. Берегите себя и своих близких.

Подготовила Анна ПЕТУХОВА