Кухня школьного меню

В образовательных учреждениях Иркутского района проходят проверки качества детского питания

«Комильфо» значит вкусно

Вместе со специалистами комитета по социальной политике, управления образования, социальной защиты населения администрации Иркутского района и представителями общественности мы приняли участие в одной из проверок.

В нашем маршруте в этот день было два учреждения. Первая на пути — Марковская СОШ. На часах 9.00, вовсю идут уроки. Нас предусмотрительно пригласили именно на это время. Можно беспрепятственно войти в столовую, все рассмотреть, расспросить и даже попробовать. На перемене в столовой яблоку негде упасть. Около 150 человек одновременно кормятся, да еще в буфет ребятишки набегают за свежей выпечкой. Детство, говорят, оно такое: «все время хочется есть, и всегда чего-нибудь вкусненького».

Чтобы накрыть на такое количество народа, нужен целый урок. Работники столовой разливают чай, он сегодня с лимоном, раскладывают яблоки, а уже ближе к перемене наполняют тарелки молочно-рисовым супом. Ко всему еще кусочек батона с джемом. Горячий завтрак должен составлять 25% суточной нормы калорий. На обед больше — 35%. И в нем уже и салат, и первое, и второе, и компот как положено. Питание предусмотрено в соответствии с примерным цикличным меню. Это значит, что в течение 14 дней блюда не должны повторяться.

Директор столовой Ирина Хазиева показывает нам оборудование и все, что с утра успели наготовить повара для педагогов и детей. Есть блюда диетической кухни, приготовленные на пару, а есть и самые обычные. Например, картофельное пюре. Выпечки просто изобилие, глаза разбегаются. Рассказывают, что уже даже традиция сложилась: кто в марковскую школу едет, никогда не завтракает.

Самый первый завтрак для детей с ОВЗ, их 44 человека, в 10.00 приходят в столовую первые и вторые классы, в 11.00 – третьи и четвертые, с 12.00 обедают ученики с 5-го по 10-й классы. За смену обслуживается до 880 детей. Представляете, какая нагрузка? Да еще и бесплатное молоко для начальной школы в отдельном уголке столовой выдают.

И вот прозвенел звонок на перемену. Я, честно говоря, едва удержалась, чтобы не спрятаться в какое-нибудь укромное место – веселая, оживленная гурьба ребятишек быстро заполнила всё пространство столовой. Те, кто не пользуется школьной системой оплаты обедов «5+», спешили к буфету.

Мне, конечно же, не терпелось самой узнать, вкусен ли завтрак, и я подобралась к столу первоклассников. Здесь питается 1 «Г». Учитель внимательно следит за всем, помогает разбирать яблоки и стаканы с чаем. Скучающих над молочным супом деток я за столом не заметила. Хотя повара говорят, что молочное, как и каши, как и все что угодно другое не все едят. В каждой семье своя система питания и свое меню.

Гордей и Маша едят с большим аппетитом. Вкусно? – спрашиваю

Вкусно!!! – бойко отвечают ребята.

А что же дома утром не завтракаете? Второй урок только закончился.

Завтракаем… немножечко. – А сами хохочут.

А на скамейке рядом уже «закупились» и едят старшеклассники – 11 «А». На мой аналогичный вопрос ответили, что «да, комильфо». Так говорят французы. Это значит «то что надо». Кто-то был более эмоционален, выкрикнув «Великолепно!». Я признаться, других ответов и не ждала, потому что все блюда выглядят очень свежими и аппетитными, хотя всякое бывает.

О любви к сосиске в тесте

Говорят, и родители школьным питанием довольны, в том числе и те, чьи дети находятся на домашнем обучении и получают завтраки и обеды сухим пайком один раз в месяц. Таких в школе 9 человек. В наборе продуктов крупы, макароны и другие нескоропортящиеся продукты. «Сухое» меню с папами и мамами обязательно обсуждается.

Напоследок я решила открыть «Книгу отзывов и предложений» (Да-да, и в школьной столовой такая есть и находится в доступном месте) и от души посмеялась вместе с коллегами, прочитав: «Я хожу в школу только ради сосисок в тесте, иду на занятия и только мечтаю о том, как съем в нашем буфете сосиску в тесте». Или вот: «Нас каждый день очень вкусно кормят котлетками и хороший персонал». В книге еще очень много восхищений разными блюдами и благодарностей поварам. Как говорится, комментарии излишни.

Запах детства, тепла и заботы

Мы поехали дальше, в детский сад ЖК «Луговое». Помните запах детского сада? Запах уюта, вкусностей, детства, тепла и заботы — какой-то совсем другой мир, и в своей сути он не меняется. Мы с самого порога окунулись в эту атмосферу.

В детском саду с организацией питания сложнее: пятиразовый прием пищи, ребятишки маленькие…

Заведующая, Оксана Грудинина, показала нам все комнаты и комнатки, которые так или иначе связаны с организацией питания. Овощной цех, мясо-рыбный, первичной обработки… Овощной склад, где хранится (так положено по нормам!) лишь суточный запас овощей. А вот здесь, в отдельном холодильнике с прозрачной дверью, собирают пробы от каждой партии приготовленных блюд. Их хранят три дня. «Это делается с целью контроля за соблюдением технологического процесса, определения пищевой ценности продуктов, подтверждения безопасности блюд, их соответствия гигиеническим требованиям и другим параметрам, – объяснила начальник отдела технического обеспечения «Ресурсно-методического центра» управления образования Иркутского района Марина Толстикова.

Без спецодежды нельзя заходить на территорию пищеблока, и всех нас переодели в белоснежные, чем-то напоминающие парадную морскую форму, куртки. Мы проследовали в детсадовский «камбуз». Садик новый, открылся прошлой осенью, оборудование работает отлично, есть все, что можно пожелать. На плите уже закипает обеденный суп. Сегодня с фрикадельками.

«Продукты завозятся согласно графику, – объясняет заведующая. – Все свежее, поставщики молодцы».

Для 140 ребятишек готовят два повара. Специально разработанные блюда выдают, как положено, через равные отрезки времени пять раз в день. Завтраки-обеды приносят прямо в группу. В каждой есть «буфетная», через которую и происходит раздача.

Меню составляется с учетом длительности пребывания ребенка, его возраста, физиологических потребностей и рекомендуемых суточных наборов продуктов.

С утра, например, обязательны горячий напиток с молоком (чай, какао или кофейный) и бутерброды. Основное блюдо: творожная запеканка, каша или омлет и т.д. Такое разнообразие, говорят специалисты, необходимо для того, чтобы у малыша был выбор (если он не хочет или не любит какой-то продукт), и он не остался голодным.

В общем, все по науке, – подумала я. – Дома, что уж душой кривить, далеко не каждый обращает внимание на сбалансированность и четкую периодичность питания. А уж о приготовлении по нормам СанПин пять раз в день свежих, неповторяющихся на протяжении 14 дней блюд вообще речи не идет. Хорошо, когда есть возможность посещать детский сад, доверяя ребенка специалистам, не только в плане питания, но и образования. И когда идет торговля за каждые сто рублей родительской платы за такие вот кущи, это вызывает недоумение. Извините, ведь ради ваших детей стараются…

Я поговорила с мамой малыша, и она рассказала, что когда приходит за сыном чуть раньше, дожидается, пока он доест ужин. Иначе уходить не соглашается –всегда есть вкусное, что никак нельзя пропустить.

Хорошие руки повара плюс качественные продукты — вот и универсальный рецепт любого вкусного блюда. Здесь он, как и в школе, безупречно выполняется, а потому каких-либо нарушений в организации питания Марковской средней школы и детского сада ЖК «Луговое» комиссия не выявила. Все молодцы!

Ольга Недзвецкая

Из 40 школ района организацией питания самостоятельно занимаются 27. В семи общеобразовательных организациях питание организовано по принципу буфета. Это малокомплектные учреждения, не имеющие пищеблоков и географически значительно удаленные от районного центра.

Поставщиками основных продуктов питания являются сельхозпроизводители Иркутского района и области. Работа с ними ведется напрямую, что позволяет получать качественную, свежую продукцию.