Небо становится ближе

В Доме культуры села Оёк работает единственный в районе кружок авиамоделирования

Все мы делали самолётики из бумаги. Но по сравнению с тем, что конструируют оёкские ребята, и рядом не стояли. Это благодаря человеку, который положил начало авиамоделированию в Иркутском районе.

В Доме культуры села Оёк меня встретил Виталий Николаевич Максимов и проводил в свою авиастроительную мастерскую. Я не сразу поверила, что передо мной человек, который, родился в первой половине 20 века, — бодрый, подтянутый и с живым блеском в глазах.

С мечтой о небе у моря

С самого детства по наставлению мамы и бабушки Виталий занимался в авиамодельном кружке местного Дома пионеров в морском  городе Ялте, где родился. К 16 годам за успехи на соревнованиях по авиамоделированию получил звание инструктора. Будучи активным юношей, Виталий занимался ещё и волейболом, благодаря чему в жизни молодого человека происходило много интересных событий. Но обо всём по порядку.

После школы выпускник попытался поступить в Харьковское лётное училище, однако не прошёл медицинскую комиссию и получил предложение от военкома пойти в «Сумское Краснознамённое артиллерийское училище имени М. В. Фрунзе» без экзаменов. Не раздумывая, юноша согласился.

— Я был у истоков создания современной системы ПВО страны. В то время мы даже не стояли на балансе вооружённых сил. И нас называли, как в петровские времена, «потешными» войсками. А всё потому, что специалисты были из разного рода войск, —   поделился Виталий Николаевич.

Виталий Николаевич успел прослужить в  Капустином Яре (ракетном полигоне в северо-западной части Астраханской области России. — Прим. ред.), Москве, Новосибирске, Запорожье и Сахалине.

На учениях «сбивал» самолёты и между делом играл в волейбол за команду ЦСКА во втором составе. Благодаря успехам в спорте удалось защитить честь своей страны в III Всемирном фестивале молодёжи и студентов. Несмотря на жёсткий отбор, молодой спортсмен вошёл в команду и выступил за Московский областной педагогический институт имени Н. К. Крупской. Виталий Николаевич с нескрываемой ностальгией вспоминает то время и отмечает, что тогда было много интересных встреч.

Превратности судьбы

На Сахалине при обслуживании боевого самолёта произошла производственная травма. Виталий успел выдернуть руки, но на пальцах левой руки захлопнулись тормозные щитки, их пришлось ампутировать. После травмы прослужил ещё год, но всё равно пришлось демобилизоваться.

Виталий остался в гарнизоне и начал работать в школе учителем физкультуры и руководителем авиамодельного кружка. Его приняли без проблем, так как за победы в соревнованиях заслужил звание «Мастер спорта СССР». Этот значок до сих пор гордо красуется на пиджаке моего собеседника. В середине 1960-х годов  произошло Виталий познакомился с будущей женой Галиной, которая приехала на педагогическую практику в его школу.

Когда Галине настало время уезжать, Виталий отправился вслед за ненаглядной в Иркутск. В 1967 году они поженились и отправились работать по месту направления жены в Вихоревку. Там у них родились дочь и сын. Виталий Николаевич продолжал работать учителем физкультуры и также вёл авиамодельный кружок, а ещё учился заочно в Омском институте физической культуры.

В 1976 году Максимовы приехали работать в посёлок Звёздный на строительство БАМа. Оставив двухкомнатную квартиру, переселились в большую армейскую палатку.

— БАМ построят и без нас, но лучше, если с нами, — решил глава семейства, сознавая свою причастность к стройке века.

В 1980-е годы, когда БАМ пошёл на восток, семья приняла решение вернуться на родину. Собрались было в Ялту, но не получилось, и тогда на карте Максимовых появился Оёк. Спустя годы Виталий Николаевич смеясь говорит, что это был правильный выбор.

Сегодня Виталий Николаевич уже не ведёт уроки физической культуры, но по-прежнему руководит детским объединением авиамоделирования «СЛАП» (секция летательных аппаратов). Я с удовольствием прошла ликбез по истории самолётов. Большие модели знаменитых железных птиц висели под потолком. Остальные расположились на столах и полочках. На стенде — фотографии воспитанников секции.

— Выпускники у меня что надо. Один пошёл служить на Восток, другой в Арсеньеве работал над проектом самолёта КА-50 «Чёрная акула». Ещё один выпускник служил на космодроме Плесецк, — с гордостью рассказал преподаватель.

Программа обучения в кружке рассчитана на три года. Это единственное в районе подобное объединение. Сейчас занимаются четыре группы в среднем по 15 человек. С недавних пор стали приходить и первоклассники. И кто бы мог подумать, что девчонки также увлечённо будут строить модели и изучать основы самолётостроения. Их группа называется «Оёкские ласточки».

Небесные ласточки

Виталий Николаевич считает, что на его занятиях ребята изучают точные науки, которые помогут им в процессе создания летательной модели. А также они развивают воображение, внимание, память и мышление. Каждый ребёнок пытается внести в модель свои детали и авторские штрихи.

— Без простейших основ аэродинамики и расчёта профиля крыла ничего не сделать. Я даю базовые знания. К примеру, расчёт системы координат. Ребята молодцы, всё усваивают, — рассказывает он.

Соревнования среди школьников проводятся несколько раз в год. Недавние были посвящены 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и памяти советских лётчиков, перегонявших самолёты по маршруту Аляска Киренск — Усть-Кут — Оёк — фронт. Через Аляску в то время перегоняли бомбардировщик Douglas A-20 Havoc и истребители Bell P-39 Airacobra.

Первый этап состязаний — стендовая оценка контурной копии самолёта Отечественной войны по нескольким критериям: история самолёта, его тактико-технические данные, боевой путь, качество изготовления, соответствие камуфляжа. На втором этапе оценивали точность посадки самолёта на взлётно-посадочную полосу. И на завершающем этапе — дальность полёта модели.

Преподаватель доверил и мне запустить авиамодель самолёта. Хотя первый полёт состоялся и не очень удачно, после корректировки готовой модели, сделанной руками его учеников, самолёт, словно лёгкое перо, взлетел ввысь и плавно приземлился на землю.

Сейчас юные авиаконструкторы создают модели для соревнований, которые пройдут в мае. Они будут другого класса и с другой конструкцией — специально для запуска на улице. В турнире примет участие целая эскадрилья девочек.

Виталий Николаевич верит в своих воспитанников и понимает, что их мечта о небе может стать реальностью, и это истинное наслаждение — видеть, как в небесах парит самолёт, созданный своими руками!

Анита ГИЛЁВА