Символ веры и спасения

Свято-Никольской церкви в Большом Голоустном исполняется 310 лет

А вы знаете, что все часовни и церкви на Байкале названы в честь святителя Николая?  Храм Николы Угодника в Листвянке, Николая Чудотворца в Слюдянке, Свято-Никольская церковь в Большом Голоустном. Николай Чудотворец — покровитель моряков, путешественников и отправляющихся в поход. Дальняя дорога непредсказуема, а потому очень нужна защита и поддержка в пути святого. По просьбе путников Николай Чудотворец успокаивал разбушевавшееся море, бури и штормы, мог повернуть ветер и отправить корабль в необходимом направлении.

Во внезапной байкальской природе такое покровительство было просто необходимо, и появлялись храмы в честь святого.

Истоки

Свято-Никольская церковь в Большом Голоустном построена во имя Николая Мирликийского. У неё своя легенда.

В начале XVIII века лодка с рыбаками попала в густой туман. Три дня не могли пристать к берегу рыбаки. Они усердно молились, и вдруг вдалеке забрезжил свет. Люди взяли курс на белое свечение и неожиданно пристали к берегу. Рыбаки были уверены — их спас святой Николай Чудотворец, потому что на месте, откуда исходил свет, они нашли икону с изображением святого и горевшую, несмотря на ветер, свечу.

Откуда взялся образ, было непонятно. Река, которая протекала вблизи, несудоходная, да и до берега Байкала не настолько близко.

В честь Николая Угодника на месте, где спасённые ступили на твёрдую почву, и нашли икону, сначала был поставлен крест, а потом воздвигнута часовня. Так началась история Свято-Никольской церкви.

Чтобы сберечь икону, её переправили в Посольск, на ту сторону Байкала. Два раза в год, в июне и декабре, в праздники Николая Чудотворца,  приносили её к тому месту, где нашли. Зимой пешком проходили 45 км, летом везли на кораблях. А когда храм построили, разместили в нём. К святому образу верующие так привыкли, что по-прежнему, два раза в год, совершают паломнические ходы к храму.

Икона, кстати сказать, была объёмной, вырубленной из дерева. Рассказывают, она творила чудеса — исцеляла больных, дарила бесплодным женщинам беременность, спасала моряков и путешественников.

Храм тоже был необычным, вроде постоялого двора, здесь могли приютить любого путника. Люди переходили через Байкал зимой, приплывали летом и всегда получали здесь тепло, кров и ночлег, а зимой даже имели возможность поменять лошадей.

История

Новые времена для храма начались в 30-е годы прошлого столетия, когда к власти пришли большевики. Из храма они сделали зернохранилище, рассказывают, что даже иконы снимать не стали. Местное население, зная о чудотворной иконе, приходило по ночам к стенам церкви и молилось, чтобы их миновала участь новой продовольственной политики, которая постигла другие деревни и город.

Когда власти узнали о ночных бдениях, семью священника расстреляли, иконы порубили и бросили в костёр, а жителей поставили под ружьё и заставили смотреть, как горят церковные святыни. Кто-то плакал, кто-то молился, кто-то, не выдерживая святотатства, падал в обморок.

В тот вечер у костра стояла маленькая девочка — Нина Трускова. Она увидела, как к её ногам подкатились фрагменты иконы с рукой и ногой святого. Она подняла их и спрятала в шаль. Когда всё закончилось и народ отпустили, девочка завернула святыни в полотенце и спрятала, никому не сказав ни слова.

— Ведь тогда нельзя было против власти идти, — вспоминала баба Нина, — да и потом, при социализме, к Богу и церкви было недоброе отношение.

Достать реликвии из подполья баба Нина решила, когда лично убедилась, что отношения власти и церкви поменялись, увидела, как «осеняет себя крестным знамением сам президент», да и повод тогда был более чем существенный — строили новый храм.

Она попросила прийти священника, который забрал части иконы, и по старым архивным документам, чудом сохранившимся рисункам, рассказам стариков святыня была восстановлена.

Долгие годы храм не действовал. К 1990-м годам от него остались только стены: без окон, без дверей, без куполов. Печальное зрелище.

В 1997 году церковь была восстановлена, службы возобновились, а в 1998 году храм сгорел.

В тот же год по благословению владыки Вадима началось строительство нового храма, в 2002 году он был освящён. Примерно в это время и рассказала Нина Трускова о спасённых частях святыни.

Икону восстанавливали в Санаксарском монастыре. Туда её доставил Юрий Белов, участвовавший в строительстве Свято-Никольского храма,  впоследствии ставший послушником.

Два года монахи воссоздавали образ святителя Николая. В новую деревянную скульптуру были вмонтированы уцелевшие чудотворные части, икону освятили в монастыре, доставили в Москву, а оттуда — самолётом в Иркутск. На реставрацию были затрачены деньги, собранные иркутскими казаками.

В Большое Голоустное икону несли крестным ходом трое суток, останавливаясь в каждом посёлке. По воспоминаниям очевидцев, люди падали ниц и молились, и очень-очень намоленная икона вернулась в посёлок, её освятили в байкальской воде и водрузили в храме. Это произошло 22 мая, в День Николы Вешнего.

В 2012 году храм снова горел и его снова восстанавливали. В этот раз на деньги казачества и пожертвования людей, лишь небольшую часть средств внесло государство. «Он выстраданный, а значит, — уверены прихожане, — с храмом будет всё хорошо, жизнь его будет долгой и счастливой».

Настоятель

— Приход наш маленький, но дружный, — с любовью говорит настоятель Свято-Никольской церкви протоирей Сергий Кузякин. — В храме проходят христианские службы, но всегда рады видеть и католика, и мусульманина. Разные народы веками мирно жили в посёлке и во всём помогали друг другу.

Поэтому, считают в посёлке, сюда любят приезжать со всей России. Храм стал миссионерским. Именно поэтому в Свято-Никольском храме особая энергетика — добрая и светлая. Женщинам разрешают зайти в брюках, понимая, что путешественникам удобен этот вид одежды, и дают платочки, чтобы поклонялись и произносили молитвы с покрытой головой.

А ещё особую атмосферу создают старинные иконы: Василия Великого, Николая Чудотворца, живоносного источника Пресвятой Богородицы — часть их из старого храма, построенного ещё в 18 веке, а часть из окрестных церквей и часовен, которые закрывались в вымирающих деревнях.

Сергий Кузякин служит в Свято-Никольской церкви с 2002 года. Говорят, его очень любят ребятишки, а он их. У него самого пятеро детей, четверо из них поют в храме. «Удивительные голоса! — восхищаются прихожане.

В современной истории храма, говорят, были разные настоятели, а этот — особенный. Очень добросовестный, никогда не пропускает службы, даже если никто не пришёл. Один стоит и читает.

Службы в Свято-Никольском храме проходят каждую субботу и воскресение и обязательно по праздникам.

Приходите, если будете в гостях в посёлке. Жители Большого Голоустного убеждены, что Свято-Никольский храм — самое доступное, и самое важное место посещения гостями любого возраста и любой веры.

Ольга Недзвецкая