Повысить надёжность электроснабжения

Вопрос электроснабжения в Иркутском районе — один из самых животрепещущих. О том, как снизить аварийность на объектах электросетевого хозяйства, на какой период времени может быть отключено электричество, какие новые объекты электроснабжения появятся в районе, интервью с директором филиала ОАО ИЭСК «Восточные электрические сети» Алексеем Садохиным и прокурором Иркутского района Юлией Забродиной.

Границы ответственности

Юлия Борисовна, вы —представитель надзорного ведомства, расскажите, пожалуйста, кто отвечает за то, чтобы жители получали электроэнергию без перебоев и надлежащего качества?

Ю. Б.:Действующим законодательством организация электроснабжения относится к полномочиям органов местного самоуправления, однако ответственность за качественное электроснабжение лежит на энергосбытовой организации, гарантирующем поставщике и территориальной сетевой организации. То есть в случае перебоев в электроснабжении в первую очередь необходимо обращаться в ООО «Иркутскэнергосбыт» или сетевую организацию, к которой подключены ваши дома.

А. И.: Всё так, однако хотелось бы дополнить, что у сетевой организации свои границы ответственности и балансовой принадлежности. То есть в случае, если перебои возникли в результате неполадок устройств потребителя, то устранять такие перебои сетевая организация не имеет права. Также необходимо отметить, что для садоводств, в случае если к сетям подключено целое СНТ, за качество электроснабжения отвечает оно само. За счёт членских и целевых взносов необходимо производить ремонт и модернизацию трансформаторов и сетей садоводств, менять открытые провода на самонесущие изолированные и так далее.

Все знакомы с зимними аварийными ситуациями и плановыми отключениями электроснабжения в районе. В условиях, когда дома отапливаются электричеством, такие ситуации особенно чувствительны. Кто виноват и что делать?

А. И.: Иркутский район — интенсивно развивающаяся территория. Поэтому к сетям постоянно подключаются всё новые потребители по льготному присоединению за 550 рублей и разрешённой мощностью 15 кВт. Каждое присоединение потребителя ведёт за собой плановое отключение электроэнергии определённого участка электросети, заявки поступают хаотично из разных уголков Иркутского района. Не выполнить заявку на подключение мы не имеем права, иначе нас ждут штрафы УФАС. Гарантирующий поставщик электроэнергии ежемесячно выдаёт уведомления об отключении неплательщиков за электроэнергию, игнорировать их тоже нельзя. Для безопасного производства работ приходится отключать всю линию электропередач. Под временное отключение попадают соседи отключаемого потребителя электроэнергии. При этом исключений, связанных с температурой воздуха на улице, закон не делает. Следует отметить, что оперативные переключения, связанные с проведением технического обслуживания электрооборудования, улучшения качества и надёжности оказываемых услуг, проводятся преимущественно в ночное время для минимизации дискомфорта потребителям.

Ю. Б.: При этом необходимо учитывать, что предельно допустимое время отключения электроэнергии регламентируется законом. Так, для потребителей третьей категории надёжности, к которым относятся жители, допустимое число отключений в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения. В случае если отключения не превысили установленную допустимую продолжительность, оснований для применения каких-либо санкций к поставщику электроэнергии нет.

Не отапливайте улицу

Отключение может составить до 24 часов даже зимой?

А. И.: Важно помнить, что сетевая организация поставляет потребителю определённый самодостаточный ресурс, а именно электрическую энергию. Потребитель сам решает, как распорядиться им. Собственник жилья должен понимать, насколько энергоэффективен его дом. Для наглядности: в прошлом году филиал ВЭС произвёл термографическую съёмку ограждающих конструкций домов новой застройки в д. Грановщина и с. Хомутово. Разница температур наружного воздуха и стен, через которые выходит тепло из дома, достигает более 20 градусов. По сути, отапливается не дом, а улица, как результат включаются все отопительные приборы на полную мощность, сети не справляются с нагрузкой, происходят аварийные отключения электроэнергии.

Ю. Б.: Законодателем не предусмотрено никаких дополнительных ограничений, связанных с наступлением зимнего сезона. При этом существует норма, на которую редко обращают должное внимание: согласно «Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» потребитель обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения соответствующих электроприёмников потребителя.

Иными словами, потребители, отопление домов которых осуществляется при помощи электричества, должны сами обеспечить надёжное энергоснабжение своих домов, в том числе при помощи установки автономных резервных источников питания (дизельных генераторов).

Если вы считаете, что вам причинён ущерб вследствие действий сетевой организации, гарантирующего поставщика, вы вправе обратиться в суд для взыскания убытков. При этом следует учитывать, что бремя доказывания будет лежать на истце.

Использовать электричество добросовестно

Неужели все проблемы связаны только с отоплением жителей своих домов электричеством?

А. И.: Существует проблема неконтролируемого превышения потребления разрешённой мощности как населения, так и потребителей, занимающихся майнингом криптовалюты. Только за эту зиму мы выявили более двух десятков майнинговых ферм, и работа в этом направлении не останавливается. Основная мера — установка приборов учёта с функцией ограничения потребляемой мощности до уровня разрешённой, согласно договору электроснабжения. За период с декабря 2020-го по январь 2021 года в Хомутово, Урике, Грановщине, Столбова было выявлено порядка 300 домовладений, которым установлено ограничение до разрешённой мощности. Разница потребления мощности составила более 1500 кВт, и это только выявленный факт. Сети и оборудование не выдерживают, происходят аварийные отключения. Как, например, в Урике в начале года.

В случае если все потребители будут добросовестно использовать электроэнергию, не превышать мощность, установленную договором, аварийных отключений станет меньше.

Качество будет расти

Знаю, что у электросетевой компании есть инвестиционная программа, реализация которой сделает электроснабжение района более надёжным. Так ли это?

А. И.: ОАО «ИЭСК» ежегодно реализует ремонтную и инвестиционную программы в объёме от 4 до 6 млрд рублей, включающую в себя ремонт и поддержание существующего оборудования и электрических сетей, строительство новых подстанций. При этом мы не можем выполнять мероприятия вразрез утверждённой инвестиционной программе, целесообразность каждого объекта проверяется и утверждается на уровне Министерства энергетики РФ.

В рамках инвестиционной программы на 2016–2022-е годы в Уриковском МО предусмотрен ввод дополнительных трансформаторных мощностей в объёме 178 МВА. За последние 5 лет мощность трансформаторов в муниципалитете увеличена на 58 %, но всё равно остаётся недостаточной.

Полным ходом идёт строительство подстанции 220 кВ «Столбова» с воздушными линиями для покрытия спроса в сельской агломерации Хомутово — Грановщина — Урик — Столбова, а также подстанций 35 кВ «Позднякова», «Геологическая», «Садоводство» и «Западная».

В направлении Голоустненского тракта и прилегающих территорий идёт развитие сетей 10 кВ, которые отходят от подстанции «Восточная», предусмотрено строительство подстанции 35 кВ «Светлячки». В районе посёлка Горный на выезде из Иркутска по Качугскому тракту предусмотрено строительство подстанции 35 кВ «Горная».

Чтобы покрыть растущий спрос в направлении Байкальского тракта и прилегающих к нему территорий, строится подстанция 110 кВ «Дачная» на Байкальском тракте. Все объекты будут введены в 2021 году.

Сегодня для всех очевидно: в вопросе электроснабжения пригородов назрела необходимость системного решения и оно требует усилий всех участников — правительства Иркутской области, муниципалитетов, застройщиков, электросетевых, ресурсоснабжающих организаций и самих граждан.

Куда пожаловаться

В случае если всё-таки произошло отключение или напряжение в сети слабое, где можно получить информацию?

А. И.: Информация о плановых отключениях заблаговременно размещается на официальном сайте ОАО «ИЭСК» и социальных сетях Свет38. Также стараемся максимально быстро информировать об аварийных отключениях. Заявку в связи с отключением электроснабжения, низким напряжением можно подать по телефонам горячей линии 8-800-100-9777 и 8(3952)797-713 или через сайт https://sbyt.irkutskenergo.ru/. Мы стараемся оперативно реагировать на все вопросы и максимально быстро решать возникающие проблемы.

Ю. Б.: Для получения информации об отключении и получения помощи можно также обратиться в Единую диспетчерскую службу Иркутского района по телефону 717-112, по качеству электроснабжения — в Роспотребнадзор. Но всё же быстрее и эффективнее сначала будет обратиться непосредственно в сетевую организацию или к гарантирующему поставщику. И уже в случае их бездействия подать обращение в контролирующие органы.

Подготовила Анна ПЕТУХОВА