Первый в Приангарье ресурсный класс работает в школе Молодёжного
Раздаётся громкий звонок, мальчишки и девчонки спешат в классы и занимают места. «Здравствуйте, ребята. Мы начинаем урок рисования. Скажите, какое у нас время года сейчас? Правильно, за окном прекрасная весенняя пора. И сегодня мы попробуем изобразить первые цветы — подснежники. Уверена, у всех получится отлично!», — приветствует учеников педагог. Казалось бы, ничего необычного, но… Мы попали на занятия в ресурсный класс.
Мечта, воплощённая в реальность
Наверное, каждый из родителей детей с расстройством аутистического спектра (РАС) мечтает, чтобы его ребёнок учился в обычной школе среди сверстников. У жителей Иркутского района теперь такая возможность есть. Ресурсный класс общеобразовательной школы посёлка Молодёжный открыл свои двери для детей с аутизмом в сентябре 2020 года. За этот небольшой промежуток времени педагогический состав добился главного — желания ребятишек учиться, познавать новое и неизведанное.
В нашей школе учатся одарённые дети, медалисты, а вместе с ними получают знания и детишки с особыми образовательными потребностями. Ресурсный класс представляет собой инклюзивную капсулу, где получают знания восемь ребят с аутизмом. Дети обучаются по индивидуальным образовательным программам, составленным в соответствии с рекомендациями, а также потребностями ребёнка, — рассказала учитель ресурсного класса средней образовательной школы посёлка Молодёжный Елена Михеева.
С идеей создать учебный класс для ребят с РАС выступили сами родители, которые уверены в том, что такой диагноз — не приговор. С ним можно жить, учиться, работать и быть полноправным членом общества.
Многие родители занимались изучением этой проблемы очень глубоко и порой знают о том, как развивать и обучать таких детей не меньше педагогов, но школа есть школа. С просьбой оказать содействие в решении непростого вопроса родители обратились в департамент образования Иркутска, но ответа не получили. Помочь родителям взялся начальник Управления образования Иркутского района Роман Зарипов. И первый ресурсный класс в Приангарье не заставил себя ждать.
Когда ребята только пришли в наш класс, им было сложно привыкнуть к новым условиям. Каждый был сам по себе. Сейчас уже видно, что дети адаптировались — они легко переносят учебные часы. Но самое главное наше достижение заключается в том, что ученики стали посещать уроки в обычных, стандартных классах, — поделилась успехами Елена Михеева.
Ребёнка нужно хвалить
А пока мы в классе особенном. Здесь необычно всё: от парт до учебного инвентаря. Главное для ребёнка с расстройством РАС — образцовый порядок. Поэтому учебное помещение имеет чёткое разделение на четыре зоны.
Индивидуальная зона представляет собой специальные парты, позволяющие работать ребёнку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители. У каждого ученика своя тумба, которая является хранилищем собственного учебного материала. Зона групповых занятий предназначена для командной работы — здесь ребята систематизируют полученные знания по русскому языку, математике, обществознанию и другим школьным предметам, учатся рисованию.
Особое место в учебном классе отведено зоне сенсорной разгрузки, оснащённой различными развивающими играми, пазлами и батутами. Как объясняют педагоги, ребёнок с РАС должен иметь возможность снять усталость после занятий, отвлечься от мыслительного процесса. И наконец последнее отделение — рабочая зона учителя.
Наши ученики изучают те же предметы, что и обычные дети. Но отличия в организации, сути учебного процесса, конечно, есть. Когда ребёнок выполнил задание неправильно, мы не говорим привычное для школы: «Нет, всё неверно». Просто пробуем сделать повторно и добиться желаемого результата. Вся система прикладного анализа поведения, на основе которой мы работаем, базируется на поощрении. Наказания, пусть и словесные, недопустимы. Поэтому ключевые фразы педагога такие: «Молодец, ты хорошо справляешься!» или «Ты показал отличный результат!». А ещё на переменах мы разрешаем детям брать игрушки, строить замки из песка и конструктора, играть в догонялки в коридоре, шуметь и веселиться, — рассказала педагог ресурсного класса.
Забота и внимание каждому
Благодаря таким условиям школа для необычных ребятишек стала привычным, безопасным местом, где можно свободно получать знания, общаться и проявлять себя. «Основной секрет успеха, — говорят педагоги, — безукоризненная любовь к детям». С учениками работает целая команда помощников.
У каждого ребёнка есть тьютор — персональный наставник, который направляет ребёнка, помогает ему правильно реагировать на инструкции и указания учителя. Часто таких людей по ошибке считают обычными сопровождающими, однако они — высококвалифицированные специалисты, которые подстраивают ситуацию таким образом, чтобы она максимально обучала ребёнка.
При этом раз в три месяца тьюторы меняются. Объясняется это просто. Зачастую бывает, что с одним наставником ребёнок демонстрируют свои знания и умения, а с другим — не может в полной мере показать то, чему научился. Во избежание такой зависимости и происходит смена наставника.
Каждый из тьютеров с особым вниманием относится к своему воспитаннику. Такой замечательной командой нам удаётся добиться больших успехов. Дети из традиционных классов воспринимают наших детей как обычных. Они любят приходить к нам в гости, вместе играть. Ребёнок с аутизмом, находясь в кругу сверстников, компенсирует свои дефициты, социализируется. Это и есть главная цель, ради которой мы работаем, — рассказала Елена Михеева.
РАС — это такой диагноз, из-за которого детей не принимают ни в обычные садики, ни в обычные школы. В лучшем случае им грозит коррекционная школа, класс для детей с задержкой психического развития или интернат для умственно отсталых детей. Нужно ли объяснять, каково их родителям жить с такими перспективами? А если примерить ситуацию на себя?
«Сейчас всё в нашей жизни по-другому!» — радуются родители. Теперь в Иркутском районе есть уникальное место, где с ребятами работают и добиваются результатов, и их родители по-настоящему счастливы.
Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО