Быть хозяином земли

Школьники Иркутского района заняты на пришкольно-опытных участках

Проекту агробизнес-образования в Иркутском районе уделяется большое внимание и реализуется он на базе пяти общеобразовательных школ: в Уриковском, Оёкском, Хомутовском, Малоголоустненском и Ревякинском муниципалитетах. Благодаря этому проекту школьники имеют возможность не только получить классическое образование, но и определиться с выбором деятельности, которая им будет наиболее интересна и пригодится в жизни. Школы, реализующие агробизнес-образование, вовлекают детей в активный образовательный и производственный процессы, получение практического опыта в области предпринимательства. Ребята знакомятся со своим краем, изучают отрасли сельского хозяйства, науки, ландшафтного дизайна, испытывают себя в роли агронома, бизнесмена или дизайнера. Они понимают, что могут быть профессионально востребованы в том месте, где родились.

Урик — умное село

В Уриковском МО проект агробизнес-образования реализуется с 2015 года, тогда школа вошла в число десяти региональных площадок, которым присвоили звание агробизнес-школы.

Новый подход к образованию приживался постепенно. Сначала было не понятно, что представляет собой проект агробизнес-образования и для чего он вообще нужен. Родители и педагоги недоумевали: из детей хотят воспитать садовников и трактористов, в то время как многие вообще хотят уехать из села, отказаться от ведения хозяйства и переехать жить в город. В действительности же проект агрообучения направлен на то, чтобы воспитать предприимчивых, рачительных хозяев земли. Ребёнок, занимающийся в агрошколе, должен осознавать, что он ничем не хуже городского, а наоборот, получает определённые преимущества в образовании.

Деревенские ребята, закончив школу, будут не только приучены к труду — уметь сажать, копать и поливать растения. Планка ставится гораздо выше, по окончании сельской школы выпускники имеют элементарные представления о сельскохозяйственных бизнес-процессах, экономических и практических решениях в области сельского хозяйства. Они знают, как можно стать успешным на селе и состояться в профессиональном плане.

Мы понимаем, что сельскохозяйственный ручной труд сейчас не нужен в масштабных объёмах. Поэтому в нашей школе мы делаем упор на изучение технологий в сельском хозяйстве. Например, сейчас можно использовать «умные» теплицы и вообще дистанционно вести огород, — отметила директор Уриковской средней школы Елена Голяковская. — Школьный двор приобретает свой законченный вид. Высажено около 2700 цветов, облагорожен каждый уголок пришкольной территории. И все это заслуга наших детей, педагогов и родителей.

Региональный инновационный проект МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» «АГРО универсариУм Умное село» реализует свою дорожную карту в рамках концепции непрерывного агробизнес-образования в Иркутской области.

История рядом

Школа заключает договоры с крестьянско-фермерскими предприятиями, представители приезжают к школьникам на уроки, делятся хитростями и опытом земледелия и ведения сельского хозяйства. Аграрии уверены, что труд на земле, который многие считают непрестижным, может создать человеку комфортное и обеспеченное будущее.

На данный момент земля для выращивания плодово-овощных культур у школы находится под парами, а ученики Уриковской школы производят сортоиспытания цветочных растений. В учебном заведении даже есть своя философия цветоведения.

Как известно, в богатой истории Урика особое место занимают декабристы — здесь жили на поселении Сергей Волконский, Николай Панов, Михаил Лунин, Артамон и Николай Муравьёвы. Одну из цветочных территорий посвятили именно декабристам. Дети высаживают растения, которые были при декабристах, цветы, которые они привезли в Сибирь. Аллея украшена клумбами в английском, свойственном эпохе декабристов, стиле, своими руками установлены кованые скамейки. Такой вот получился исторический живой уголок.

Сейчас школьники проходят летнюю практику, пропалывают сорняки на клумбах, поливают цветы и ухаживают за ними. Приятно видеть, что дети подходят к процессу увлечённо, с особым интересом и явным удовольствием. Вокруг гармония и красота.

В этом году я научилась высаживать цветочки, дома я такого не делала. Они все очень красивые — анютины глазки, петунии, фиалки и много-много других! — поделилась ученица Уриковской школы, руководитель РДШ Дарья Кузнецова.

Оёк — двигатель проектов

Оёкская средняя школа является передовой в плане агробизнес-образования. Там его начали развивать ещё с 2013 года, сейчас учебное заведение достигло больших результатов.

Школа Оёка активно сотрудничает с фермерским хозяйством Владимира Скорнякова, а также с такими социальными партнёрами, как администрация Оёкского МО, ПУ-60, Дом культуры и т. д. Здесь ребята имеют возможность выучиться и получить удостоверение тракториста категории «С». Исследовательские проекты — особое направление агрообучения в школе. Оёкские ребята готовят интересные проекты и выигрывают гранты.

В этом году 117 детей представили свои проекты. На комиссию по их защите мы приглашаем преподавателей профессионального училища № 60, руководителей агробизнес-центра, представителей администрации, депутатов местной думы и родителей. Дети публично защищают свои проекты, большая часть которых имеет именно агронаправленность, — рассказала директор Оёкской школы Ольга Тыртышная.

И вправду, ученики разрабатывают удивительные проекты. Казалось бы, как может ребёнок до такого додуматься? А всё дело в правильном подходе к обучению: нужно прививать ребёнку любовь к родному краю и миру в целом с первого класса.

Проекты помогают школьникам найти своё призвание, определиться с будущей профессией. Ученица 9-го класса Злата Федоренко успешно защитила проект о том, как выходила и воспитала раненую собаку, рассказала об особенностях ухода, дрессировке и психологическом состоянии животного. Сейчас Злата поступает на кинологический факультет Иркутского аграрного техникума без конкурса.

Зарабатываем сами

У школы есть собственные посевные площади, здесь выращивают овощи, которых хватает на весь учебный год. Дети учатся премудростям сельскохозяйственного бизнеса, формируя школьный бюджет, который покрывает все необходимые нужды школы и её учеников.

Всё больше выпускников стали выбирать для поступления аграрные университет и техникум. Важно, чтобы дети по окончании школы и средних специальных, высших учебных заведений возвращались в свой родной край, здесь они всегда будут востребованы, — поделилась Ольга Тыртышная.

Сейчас силами Оёкской школы посажено два гектара картофеля, имеется своя овощебаза, ребята учатся управлять трактором и разбираться в сельхозтехнике.

Школа второй год сотрудничает с одной из крупнейших семеноводческих фирм «СеДеК», на безвозмездной основе школе предоставляются семена томатов, огурцов, перцев и т. д. Дети учатся создавать эксперименты и вести дневник фенологических наблюдений.

Территория школы засажена не только овощными культурами. Возле центрального входа в учебное учреждение каждый год продумывают и применяют интересный ландшафтный дизайн, высаживают форменные клумбы.

В этом году уже заметно, как пробивается надпись цветами «95 лет школе». Данный проект разработан учениками 11-х классов совместно с педагогами в честь 95-летнего юбилея Оёкской школы.

Татьяна ИВАНОВА