Ловушки для доверчивых: как не стать жертвой обмана

Наряду со стремительным развитием цифровых технологий совершенствуется и процветает мошенничество. Причём способы отъёма денег у людей становятся всё изощрённее и хитрее. Злоумышленники для своих неблаговидных целей активно пользуются интернет-пространством, средствами связи и доверчивостью граждан. 

Пандемия, во время которой почти весь мир отправился на удалённую работу или учёбу, только осложнила положение. Оставшиеся на самоизоляции стали мишенью для преступников. Липовые «службы безопасности банков» начали атаковать людей по телефону с удвоенной силой. Так множество пользователей потеряли последние сбережения, добыча преступников исчисляется миллиардами рублей. О том, как не стать жертвой злоумышленников, рассказал заместитель начальника МУ МВД России «Иркутское» Герман Братчиков

Бич современного общества

— Герман Викторович, чем объясняется популярность преступлений, совершённых с использованием IT-технологий?

Дистанционные кражи и мошенничество — одни из самых распространённых преступлений современности. Развитие такой тенденции связано с цифровизацией общественных отношений. В наше время практически у каждого человека имеется в собственности мобильный телефон, без которого он не представляет свою жизнь. С их помощью многие совершают онлайн-покупки или попросту привязывают свою банковскую карту к социальной сети, при этом не задумываясь о своей безопасности. Подстегнула рост киберпреступлений и пандемия. Люди перешли на удалённую работу, стали меньше общаться, больше погружаться во всемирную глобальную паутину: покупать товары, оформлять доставку продуктов и лекарств, дистанционно записываться на приём в различные ведомства. Многие чувствовали себя в подавленном настроении. Всем этим ловко пользовались мошенники. Ежедневно в полицию Прибайкалья поступает от трёх до пятнадцати сообщений о мошенничестве. Так, в Иркутском районе за первые пять месяцев 2021 года зафиксировано 86 обращений по кражам с банковских карт и 106 случаев мошенничества.

— Кто чаще всего становится жертвами киберпреступлений?

Жертвами мошенников становятся далеко не глупые люди, ими являются граждане, подверженные чужому влиянию. Поэтому абсолютно любой человек может попасть в такую ситуацию, и даже сами сотрудники банков. Если ещё пять лет назад чаще всего жертвами становились пожилые люди, то сейчас эта граница постепенно стирается. К нам зачастую обращается за помощью молодёжь, которая в большей степени использует онлайн-платформы. При этом молодое поколение зачастую не обладает достаточными знаниями для безопасного использования IT-технологий. Поэтому возраст пострадавших на сегодня — от 12 до 90 лет. А самая крупная сумма, переведённая аферистам человеком, — 3,5 млн рублей.

Время для звонков

— Какие виды мошеннических действий с использованием информационно-телекоммуникационных технологий являются наиболее популярными?

Самый распространённый — звонок из службы безопасности банка. Гражданину звонит незнакомец, его входящий номер очень похож на номер банков Сбер, ВТБ, Тинькофф и др. При этом звонящий представляется сотрудником отдела безопасности банка. Мошенник сообщает, что якобы банк выявил подозрительную операцию или в системе произошёл сбой. Он просит у гражданина полные данные карты, трёхзначный CVC-код или пароль от приложения Сбербанк-онлайн. Также мошенник может заявить, что карта жертвы и вовсе заблокирована. Далее он пугает человека потерей денег и настойчиво предлагает их спасти, переведя на «безопасный счёт». Могут попросить сходить в банк снять денежные средства и положить их на этот счёт. Естественно, в подобной ситуации человек очень напуган, полностью теряет контроль над собой. Но всегда нужно помнить о некоторых нюансах. Во-первых, сотрудники банка никогда не будут спрашивать информацию о банковских картах, так как не имеют на это права. Во-вторых, такого понятия, как «безопасный счёт», вообще не существует.

Ты что, меня не узнала?

— Знаю, что мошенники придумали новую схему со звонком из «полиции». Расскажите, как она работает?

Да, звонок из «полиции» — новая схема телефонного мошенничества, которая стала набирать обороты буквально пару месяцев назад. Усложнённый сценарий начинается со звонка от фейкового сотрудника полиции. С помощью специальных средств IP-телефонии номер злоумышленника может быть подменён и выглядеть как реальный телефонный номер одного из отделений МВД. Как правило, якобы полицейский рассказывает про участившиеся случаи мошенничества или утечку данных из известных банков. Может сообщить о риске денежного счёта клиента. Расположив к себе потенциальную жертву, лжесотрудник полиции говорит, что необходимо провести ряд мероприятий, направленных на противодействие мошенникам, и для этого гражданину нужно переговорить с сотрудником банка. А дальше всё развивается по классическому сценарию. Поступает звонок из банка, и человека просят либо установить на телефон специальное приложение для удалённого доступа, с помощью которого злоумышленники получат доступ к мобильному банку, либо оформить «защищённый» счет и перевести на него средства.

— Иногда звонят, представляются сотрудником ГАИ, говорят, что родственник попал в больницу и требуют перечислить какие-то средства. Такое тоже бывает?

Используются любые рычаги для того, чтобы создать ситуацию срочности, сыграть на чувствах людей. Злоумышленник представляется родственником. Он по голосу определяет примерный возраст гражданина, которому он звонит, и его стрессоустойчивость. После чего задает вопрос: «Ты что, меня не узнала?». Чаще всего граждане, которые слышат такой вопрос, сразу называют имя своего сына или дочери. Как правило, злоумышленник придумывает историю, связанную с совершением им ДТП, за которое ему необходимо заплатить сотруднику полиции денежные средства — взятку, для того, чтобы откупиться. Причём злоумышленник пугает жертву тем, что если он не откупится от сотрудника полиции, то его посадят в тюрьму. А дальше озвучивает банковскую карту для перевода денег или отправляет курьера к дому.

Будьте бдительны

— Как себя защитить от таких ситуаций? На что стоит обратить внимание?

Когда мы говорим о киберпреступлениях, речь идёт не столько о технологиях, сколько о людях. Они пытаются получить доступ к системам компьютера либо выудить личные данные, конфиденциальную информацию. Нужно понимать, что мошенники являются отличными психологами. Если при телефонном звонке вам говорят: «Здравствуйте! Вас беспокоят из банка», необходимо сразу отключаться. Если же сразу этого не сделать, то потом прекратить разговор будет намного сложнее. Потому как долгое общение приводит к тому, что человек начинает доверять преступнику. Нужно быть очень бдительным, знать об угрозах. Мошенники могут рассылать электронные сообщения с заражёнными файлами, с ссылками на заражённые сайты. Ни в коем случае не нужно переходить по ним. Пользуйтесь только той информацией, в которой уверены.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО