Что нужно делать, чтобы банк не заблокировал карту и счёт?

Борьба с сомнительными, подозрительными и мошенническими операциями частенько заканчивается блокировкой банковских услуг у законопослушных пользователей. Обычные на первый взгляд действия могут возбудить соответствующие подразделения кредитных организаций.

На основе антиотмывочного 115-ФЗ, дополнительных писем и инструкций от Банка России (самое свежее из них — от 06.09.2021), отзывов клиентов и личного опыта я составил перечень «нелюбимых» банками операций, которые могут привести к блокировке карты и счета и попаданию в «черный список», а также действий, которые, наоборот, лучше совершать, чтобы не нарваться на блокировку.

1) Лучше не нагружать переводами одну карту.

Для банка очень подозрительно, если:

– Количество получателей/плательщиков больше 10 в день и 50 в месяц;
– Число операций зачисления/списания превышает 30 за день;
– Размер зачисления/списания средств между физическими лицами составляет более 100 000 руб./день, и более 1 000 000 руб. в месяц;
– Промежуток времени между зачислением и списанием короткий (меньше минуты);
– Операций зачисления и списания совершаются в течение 12 часов (и более) одних суток;
– Средний остаток на счете в течение недели не превышает 10% от дневного оборота средств за этот период.

2) Банки не любят регулярные снятия наличных с карты.

В тарифах по картам могут быть указаны довольно большие лимиты на обналичку денежных средств, однако на практике лучше использовать их максимум на 30-40%, за исключением, может быть, зарплатной карты, если сама зарплата превышает этот порог.

3) По «транзитным» картам нужно обязательно проводить реальные покупки и платежи.

Если вы часто используете карту для транзитных операций, то обычные покупки и платежи по ней тоже крайне желательно совершать, даже если за такие операции не предусмотрен кэшбэк. Тогда банк видит, что карта используется для обычной жизнедеятельности человека, а не для мошеннических операций.

4) По картам, где баланс равен балансу номера телефона, тоже нужно иногда делать реальные покупки.

Карты, где баланс телефона равен балансу карты находятся под пристальным вниманием банков, так как на мобильный телефон можно вывести деньги с очень интересных мест (например, криптобирж и электронных кошельков), кроме того пополнение мобильного телефона частенько используется в мошеннических схемах.

Чтобы обезопасить себя от лишних вопросов, желательно хотя бы иногда использовать этот номер телефона и по прямому назначению (для разговоров, отправки смс), а также совершать реальные покупки в магазинах.

5) Переводы через СБП предпочтительнее межбанка.

Переводы по номеру телефона через систему, в отличие от межбанка обычно осуществляются в течение минуты, поэтому у банка гораздо меньше времени, чтобы тормознуть перевод.

Переводы через СБП для самой кредитной организации пока бесплатны, а вот межбанк для банка в любом случае платный.

6) Банки не любят «затратных» клиентов.

Кредитные организации не любят невыгодных клиентов, которые совершают много затратных для банка операций, это касается бесплатного межбанка, бесплатной обналички в сторонних банкоматах, бесплатного пополнения с карт сторонних банков и т.д. Для самого банка эти операции стоят денег.

Соответственно, если очень сильно нагружать такими операциями одну карту, то можно нарваться на блокировку со стороны банка или, как минимум, на существенное урезание лимитов. Поэтому такие операции лучше распределять по картам нескольких банков.

7) Открытый вклад или накопительный счет повышают лояльность банка.

Свежестянутые на карту деньги (или зачисленные в банкомате) перед отправкой в другую кредитную организацию лучше минимум на 2-3 дня оставить в банке. Для этих целей хорошо подойдет открытый в нём накопительный счёт или расходно-пополняемый вклад. Пусть проценты будут не самые высокие, но лучше «день потерять, а потом за пять минут долететь».

8) Нужно предупредить банк о заграничной поездке.

Любая операция за рубежом для банка считается подозрительной, поэтому перед поездкой за границу стоит сообщить ему, что вы собираетесь отправиться в ту или иную страну, чтобы избежать блокировки карты в самый неподходящий момент.

9) К премиальным клиентам реже возникают вопросы по 115-ФЗ.

Разумеется, у меня нет полной статистики по этому вопросу, но я постоянно читаю множество отзывов о различных банках и на основании этого делаю вывод, что чем состоятельнее клиент, тем меньше его беспокоят по 115-ФЗ.

Так что при оперировании большими суммами нелишним будет оформить премиальные пакеты в соответствующих кредитных организациях.

10) Сумма операции больше 600 000 руб. выглядит подозрительной.

Согласно 115-ФЗ, банку может показаться подозрительной любая операция, однако при суммах более 600 000 руб. вероятность «возбуждения» банка заметно повышается. Так что такую сумму лучше разбить на несколько частей и, в идеале, разнести на несколько дней.

11) После совершения переводов нужно «быть на телефоне».

Спустя некоторое время после осуществления переводов, даже если деньги уже появились в банке-получателе, из банка-отправителя могут позвонить для подтверждения, что действия совершали именно вы. И если пропустить звонок, то банк просто заблокирует соответствующую карту. Иногда для разблокировки может потребоваться визит в офис и перевыпуск карты.

12) Выводить деньги со своего счета ИП лучше на свой счет в этом же банке.

Банки всегда с большим подозрением относятся к переводам со счета ИП на счет физического лица, подозревая незаконную обналичку. Любому банку гораздо спокойнее, когда индивидуальный предприниматель выводит деньги на свой счет физического лица в этом же банке, поскольку у него есть возможность тщательно оценить бизнес ИП-шника на соответствие законодательству.

13) Банки не любят поступления из электронных кошельков.

Регулярные поступления на счет физического лица денежных средств из электронных кошельков (QIWI, ЮMoney, Элекснет, WebMoney и др.) нервируют любой банк. Поэтому без использования нескольких карт для этих целей не обойтись, причем лучше их чередовать месяц через месяц.

Сами электронные кошельки во избежание блокировок тоже нужно периодически использовать по прямому назначению (например, оплачивать с их помощью какие-либо услуги), также хорошо бы выпустить к ним пластиковые карты и совершать по ним покупки в обычных магазинах.

14) Банки не любят платежи в пользу букмекерских контор, онлайн-казино.

МСС-коды операций, связанных с азартными играми и лотереями (например, МСС 7995, 9754, 7800, 9406) действуют на банки как красная тряпка на быка.

Такие операции банк нормально переварит, только если вы активно используете его карту для обычных покупок, а в самом банке у вас открыты и другие продукты (вклады, кредиты и т.д.).

15) Банки не любят платежи с некоторыми «особенными» МСС-кодами.

У любого банка на контроле есть несколько МСС-кодов, за которыми он следит особенно внимательно, считая их потенциально подозрительными, поэтому нагружать ими одну карту точно не стоит. Я имею в виду, например:

МСС 5999 — Различные магазины и специальные розничные магазины;
МСС 8999 — Профессиональные услуги, нигде ранее не классифицируемые;
МСС 4816 — Компьютерная сеть/информационные услуги;
МСС 7299 — Иной сервис;
МСС 7372 — Программирование, обработка данных, интегрированные системы, дизайн;
МСС 6051 — Нефинансовые институты: иностранная валюта, денежные переводы, дорожные чеки, квази-кэш;
МСС 6540 — Транзакции по финансированию POI (за исключением MoneySend);
МСС 4829 — Денежные переводы.

16) В поле «Назначение платежа» при переводах лучше не креативить.

В графе «Назначение платежа» при переводах юмор лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. В большинстве случаев подойдет стандартная формулировка вроде «Перевод собственных средств, НДС не облагается». При переводах третьим лицам обычно не вызывает подозрений фраза «возврат долга».

Если вы переводите деньги юридическому лицу, постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.).

17) К запросу подтверждающих документов или пояснений нужно относиться спокойно.

Если банк запрашивает у вас какие-либо документы, постарайтесь оперативно предоставить максимально подробную информацию, изображайте повышенную заинтересованность в решении вопроса. Будьте откровенны с банком. Даже если у вас есть не все требуемые документы, важно предъявить хоть что-то.

Ни в коем случае на этом этапе не устраивайте скандал и не грозите засудить кредитную организацию за незаконное удержание своих средств.

В конце концов, банки любопытничают не по своей воле, они просто обязаны отчитываться о применении 115-ФЗ и о своих успехах в борьбе с легализацией средств, полученных преступным путем. Поэтому вполне вероятно, что банк запрашивает у вас документы «для галочки», чтобы показать, что служба финансового контроля работает (условно говоря, было столько-то запросов, получено столько-то ответов, работа проведена успешно, контроль не дремлет, граница на замке и т.д.)

Даже если следовать всем приведенным в статье рекомендациям, нет 100% гарантии, что банк не заблокирует карту. Однако вероятность наступления неблагоприятных событий заметно сократится. Но меру, конечно, тоже надо знать.

По материалам интернет-канала “Храни Деньги!”