Найти дело жизни

Учитель русского языка и литературы, директор Кудинской средней общеобразовательной школы, дважды победитель районного конкурса «Учитель года», обладательница знака «Почётный работник воспитания и просвещения РФ» — таковы ступени педагогической карьеры Натальи Поляк. А ступени «карьеры» человеческой… Впрочем, обо всём по порядку.

Быть учителем — значит жить

В ожидании нашей беседы я оказалась на уроке Натальи Григорьевны в восьмом классе и сразу поняла: передо мной — нестандартный учитель.

Почему слово бетонный пишется с двумя н? — спрашивает она у класса.

Сразу несколько рук взметнулись вверх, и один ученик отвечает: «Первая буква н относится к корню слова, вторая — суффиксу».

Отлично, супер! — хвалит педагог.

Ученики, обрадованные правильному ответу, живо начинают приводить другие подобные примеры. На уроке оживлённо, каждый задействован в учебном процессе.

Раньше я была уверена, что дети больше любят молодых педагогов. Оказалось, это не так. Любовь безусловна. Человека либо принимают, либо нет, независимо от возраста. Я стараюсь быть понятной, чтобы быть услышанной детьми, поэтому пытаюсь разговаривать с ними по-современному, на их языке. А ещё учитель должен быть открытым, тогда и ребятишки обязательно к нему потянутся, — начала свой рассказ Наталья Поляк.

Служению любимому делу Наталья Григорьевна отдала почти 30 лет.

Пролетели как одно мгновение, а кажется, что только вчера окончила школу (между прочим, с золотой медалью — прим. ред.) и выбрала профессию. Моя мать всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы, поэтому моё будущее даже не обсуждалось, рассказала учитель. — Свои первые уроки я начинала вести в Казахстане, на родине. Сразу с головой ушла в профессию и полюбила её навсегда.

Иркутская история

В Иркутский район, в деревню Куда, Наталья Поляк переехала в 1997 году. Признаётся, что заманил её в Сибирь старший брат, описывая живописные места великой и могучей природы Приангарья.

Знал, о чём рассказывать. Такие аргументы не могли не подействовать на филолога, в основе работы которого лежат не только обучение грамотности и искусству слова, но и красоте мира, — смеётся Наталья Григорьевна.

Просто, но основательно вошла Наталья Поляк в новый коллектив. С первых дней сумела обратить на себя внимание. А в 2010 году и вовсе возглавила образовательное учреждение.

Тогда у школы было много проблем: учителей не хватало, материальная база оставляла желать лучшего. Первое, о чём я подумала, а смогу ли справиться с таким багажом? Однако коллектив меня поддержал, совместными усилиями удалось и новые парты закупить, и отопление наладить. У меня по этому поводу даже фотография есть с подписью: «Позади зима, аккредитация, лишние килограммы», — смеётся педагог.

Исправь, пока я не увидела

У Натальи Григорьевны, по словам её коллег, с лёгкостью получается буквально всё, к чему бы она ни прикасалась: уроки, подготовка к конкурсу чтецов, организация школьного хозяйства… Каждому делу она отдаёт себя без остатка, обязательно привнося в него свою изюминку.

Мне очень помогает жить и решать проблемы чувство юмора. Даже самую напряжённую ситуацию можно сгладить безобидной, аккуратной шуткой. Вот выходит ребёнок к доске и делает ошибку. Не обязательно в лоб указывать ему на неточность. Можно сказать: «Исправь, пока я не увидела». Глядишь, ученик расслабится и сразу вспомнит все правила, что учил, — с улыбкой рассказывает педагог.

Я не удержалась и задала, кажется, главный вопрос, волнующий современных родителей: «Как привить ребёнку любовь к чтению?». Ответ оказался весьма прост.

Не нужно детей насильно заставлять читать. В классе обязательно найдётся тот, кто прочитал произведение. Да, пусть многие ребята не готовы к уроку, но они слышат размышления одноклассников и невольно начинают присоединяться к разговору. Есть такие произведения, которые читаются однозначно: «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А вообще, приучить ребёнка к чтению можно с помощью современной литературы. Она захватывающая, интересная. Выработав навык к чтению несложных книг, ученик сам начнёт обращаться к более серьёзным произведениям, — поделилась секретами учитель.

А ещё у педагога есть добрая традиция: каждый месяц с учениками посещать театр.

После просмотра живых спектаклей некоторые дети обращаются к оригиналу, и тогда произведение останется в памяти на долгие-долгие годы, — рассказала Наталья Поляк.

Другие дети

Воспитанники учителя выделяются среди других учащихся, показывая достойные результаты на конкурсах и олимпиадах. Среди них есть победители конкурса «Ученик года», лауреаты всероссийских образовательных конференций и олимпиад. Но, пожалуй, самая главная награда — это когда вслед за любимым педагогом ребёнок выбирает непростую, благородную профессию учителя.

Сейчас в школе работают несколько учителей, которых я когда-то учила. Очень горжусь тем, что они возвращаются в родную школу. Например, мой старший сын Евгений продолжил нашу семейную династию. Как и я, учит детей русскому языку и литературе. История повторилась на новом витке, — рассказала Наталья Григорьевна.

Наталья Поляк считает себя счастливым человеком, а своё решение стать учителем — судьбоносным.

Не так давно я осознала, что мне не хватает общения с детьми. Поэтому приняла важное решение — оставить пост директора. Хочу ещё ближе прикоснуться к таинственному и удивительному детскому миру, рассказала педагог.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО