Гарантия, возврат и обмен

Как защитить свои права при покупке техники

В преддверии новогодних праздников, желая порадовать родных и близких, мы часто выбираем в качестве подарков мобильные телефоны, фотокамеры, телевизоры, ноутбуки, часы. Все они относятся к группе технически сложных товаров. Возврат или обмен их как надлежащего качества, так и с недостатками имеет свои особенности. На вопросы наших читателей отвечают специалисты центра по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области».

Вопрос: Купила планшет в магазине, гарантия — 1 год. Через пять дней в нём обнаружились недостатки: перестал включаться, не работает монитор. Можно ли обратиться к продавцу с требованием о возврате денежных средств?

В соответствии с п. 7 перечня технически сложных товаров планшет относится к технически сложным товарам. При обнаружении в таком товаре неисправностей в течение 15 дней со дня покупки (независимо от существенности недостатка) потребитель вправе потребовать его замену, устранение недостатка или возврат денежных средств (ст. 18 закона РФ «О защите прав потребителей»).

Для этого потребителю рекомендуется предъявить свои требования продавцу в письменном виде с указанием возникших недостатков в товаре и приложением документов, подтверждающих приобретение.

Продавец обязан принять товар, составить акт приёмки, отразить в нём заявленные недостатки и описать наличие видимых повреждений (сколы, трещины, царапины). Однако если повреждений нет, а продавец их отразил, укажите в акте, что вы не согласны. Сделайте видео или фото передаваемого и отразите это в акте.

При приёмке товара продавец имеет право удостовериться в наличии недостатков, поэтому он вправе провести проверку качества. Потребитель вправе присутствовать при этом, если об этом заявит и укажет письменно в своём заявлении. Или можно предложить продавцу провести проверку в день обращения в его присутствии.

Если недостаток обнаружен в течение 15 дней требования о возврате денежных средств, продавец обязан удовлетворить в течение 10 дней (ст. 22 закона РФ «О защите прав потребителей»).

Обратите внимание! Документы нужно передавать в копиях. Оригиналы могут потеряться.

Вопрос: Приобрёл смартфон марки Apple iPhone 12. В процессе эксплуатации через три месяца обнаружились недостатки: не включается. Обратился к продавцу с требованием устранить дефект. Через некоторое время он сообщил, что отказывает в проведении гарантийного ремонта, мотивируя тем, что в смартфоне не отключена функция поиска. Законны ли действия продавца?

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе предъявить требования, в том числе об устранении недостатков. Данные требования потребитель вправе предъявить к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока (ч. 1 ст. 19 закона).

Между тем, согласно сервисной политике компании Apple inc, для проведения ремонтных работ необходимо отключить функцию Fine iPhone. В случае невыполнения этой обязанности потребитель рискует получить отказ в проведении гарантийного ремонта и удовлетворении законных требований.

В данном случае до потребителя донесена полная и достоверная информация о правилах гарантийного обслуживания в прилагаемых документах к товару. Таким образом, отказ продавца в проведении ремонта является правомерным. Потребителю рекомендовано выполнить условие продавца и уже тогда обратиться с требованием о проведении ремонта по действующей гарантии.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области»