Магия, загадка, интрига…

Артисты хомутовской цирковой студии приоткрыли занавес своей творческой жизни

Говорят, что современные подростки слишком увлечены телефонами и чрезмерно загружены учёбой, чтобы находить время для реальных игр и занятий. Однако с этим утверждением можно поспорить. В Иркутском районе есть ребята, которых по-настоящему манит цирковое искусство. Смелые и ловкие, окружённые светом софитов, удивительными декорациями и зрительскими восторгами артисты образцовой цирковой студии «Звёздочка» Хомутовского МО поражают своим, кажется, почти не досягаемым для простого обывателя мастерством.

Любовь с первого взгляда

История цирковой студии началась в 2003 году, когда в Дом культуры пришла молодая и амбициозная Марина Коновалова — профессионал с большой буквы, человек, всем сердцем преданный делу, болеющий за него. Марина Витальевна закончила Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (помните, был такой клоун в советском цирке, известный среди зрителей под псевдонимом Карандаш?) по специализации «гимнастка, артистка цирка».

Цирковой акробатикой я занимаюсь с девяти лет. Маленькой девочкой ходила на кружок по шитью мягких игрушек. Однажды к нам на занятие зашёл мужчина и сказал: «Что вы тут шьёте, какая скукотень! Пойдёмте лучше ко мне в цирковую студию, и никакие игрушки вам будут не нужны». Так и случилось. Стоило только заглянуть в закулисье цирка, чтобы влюбиться в него навсегда и бесповоротно, — вспоминает педагог.

С тех самых пор жизнь Марины Коноваловой наполнилась яркими красками и незабываемыми гастрольными турами — Корея, Арабские Эмираты, Кипр — удивительные турне по всему миру.

У меня муж военный. Его отправили на службу в Хомутово, я была вынуждена поехать за ним. Но без творчества свою жизнь уже представить не могла, поэтому и решила создать собственную цирковую студию на селе, — рассказала Марина.

И вот день за днём в здании местного Дома культуры даже не кипит, а бурлит самая настоящая артистическая жизнь. Это юные акробаты оттачивают своё высокое мастерство.

Цирковые артисты — особенные люди, носители древнего языка, накопленного за годы тренировок, десятков секретов, передающихся из поколения в поколение. И если артист готов трудиться, у него всё обязательно получится, — сказала Марина Коновалова.

Искусство удивлять

В новый кружок сразу записались много девчонок и мальчишек. Шутка ли — возможность научиться цирковому искусству и в городе-то не у всякого есть. Подопечные схватывали уроки на лету, и спустя некоторое время юных гимнастов и акробатов стали приглашать выступать на местных праздниках. Позже стало ясно, что развивать цирковое искусство в небольшом селе не так-то просто.

Было трудно начинать с нуля без спортивного инвентаря и специального циркового реквизита. При поддержке администрации Хомутовского МО были закуплены гимнастические маты и хулахупы, но этого было недостаточно. Часто приобретать цирковой реквизит приходилось своими силами. Ведь он — самый главный предмет в цирке, — поделилась Марина Коновалова.

Не каждый может овладеть сложными акробатическими элементами, а только самые отважные и трудолюбивые. Сейчас «Звёздочку» посещают 60 детей от 5 лет и двое взрослых. Специального отбора руководитель не проводит. Возраст, физические данные совсем не важны.

Главный показатель для меня — желание учиться и трудиться, — отметила Марина Витальевна. — Некоторых хватает всего на неделю до первого ушиба. А другой ребёнок раз упадёт, второй, третий… Но не уходит. Стиснув зубы, работает до победного, пока не выполнит необходимый элемент. Я всегда говорю, что настоящий артист выходит на сцену не благодаря, а скорее вопреки физическим возможностям.

На занятиях ребята учатся владеть не только своим телом, но и эмоциями. Именно всесторонняя подготовка в разных цирковых жанрах — акробатике, гимнастике, жонглировании, владении моноциклом, хулахупом — позволяют сформироваться маленькому артисту в гармонично развитую личность.

Если ребёнок не наделён гибкостью от природы, это не значит, что на нём нужно ставить крест. Его можно обучить другому жанру, например, поставить на ходули. На самом деле, большая редкость встретить детей с хорошей гибкостью. Только представьте, первого по-настоящему гибкого артиста я ждала десять лет. А сейчас у меня занимаются уже трое таких детей. Чтобы развить гибкость, нужно заниматься через боль, — отметила педагог.

Цирковой артист — это профессия

Сами ребята цирковой студии, кажется, даже не осознают, какую тяжёлую работу выполняют. Тренируются, не обращая на гостей никакого внимания. Пока девочки тянут шпагаты и выгибают в разные стороны свои гуттаперчевые тела, мальчишки жонглируют кольцами и держат равновесие на катушках. К тому, чтобы начать исполнять сложнейшие трюки, неподвластные даже взрослым, ребята готовятся годами. Никакого волшебства тут нет. То, что принято называть творчеством, в их работе практически отсутствует — каждый жест, каждый взгляд отработан, никакой свободы и спонтанности. Привычный ежедневный ритуал.

Четырнадцатилетняя Лилия Максимова уже давно привыкла к такому образу жизни. Занимается в цирковой студии с четвёртого класса.

Однажды я пришла на концерт в Дом культуры, на котором выступала цирковая студия. Меня очень впечатлили их номера, и я тоже решила попробовать себя в этой сфере. Первый год мы учились делать простые элементы (мостики и шпагат), а потом уже выбирали свою специализацию. Я тренируюсь в жанре «эквилибр» (цирковой номер, основанный на умении сохранять равновесие при необычном положении тела — прим. ред.). У меня уже неплохо получается стоять на руках. Ещё занимаюсь воздушной гимнастикой. Мы очень хорошо тренируемся, отсюда и неплохие результаты. Думаю, моя будущая профессия будет связана именно с цирком, — поделилась Лилия.

Несмотря на свой юный возраст, Ира Латышева едва ли не самая опытная артистка «Звёздочки» — в коллективе уже больше пяти лет.

Мне очень нравится заниматься у Марины Витальевны. Она добрая, c ней вместе можно побегать, попрыгать. Перед каждым концертом она нас подбадривает, помогает справиться с волнением. Ведь мы переживаем: на нас приходит посмотреть много народу, — рассказала Ира.

Цирковое искусство — тяжёлый, кропотливый труд. Каждый день нужно преодолевать себя, свои страхи, боль и кровавые мозоли. А в награду — чувство удовлетворения, счастье от занятий любимым делом и зрительские аплодисменты.

Многие родители считают, что цирковой артист — это не профессия. Поэтому не дают ребёнку совершенствоваться в этом направлении на профессиональном уровне. Они не понимают, что забирают у детей самое дорогое в их жизни — волшебство и магию. А ведь чувства эти встречаются не на каждом шагу, помните об этом! — подвела итог Марина Коновалова.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО