Жизнь посвятила труду на земле

Своими воспоминаниями поделилась старожил района Олена Черкасова

Крестьянский труд — не просто вид деятельности. Это образ жизни, требующий полной самоотдачи. Меняются эпохи, но значимость работы аграриев только возрастает. Не зная выходных и праздников, они работают с раннего утра и до позднего вечера. Об этом не понаслышке знает Олена Черкасова — жительница Оёкского МО, обладательница медали за доблестный труд, которая посвятила свою жизнь сельскому хозяйству.

Непростое детство

Олена Черкасова родилась в 1930 году в небольшом селе Станиславовка Хмельницкой области Западной Украины. Героиня признаётся, детства у неё практически не было. Родители Леонид и Маруся Тернавские занимались сельских хозяйством. Труд на земле был в почёте, а людей, возделывающих ниву, всегда уважали и почитали. Вот и ей в свободное от школы время приходилось трудиться на земле, помогать отцу и матери.

Жизнь на селе в то время была непростой, семья голодала. Чтобы хоть как-то прокормиться, глава семьи решил поехать на заработки в Уссурийский край. Это решение, вероятнее всего, спасло его от гибели, потому что через два года началась война.

Завтра была война

Родное село, как и вся Украина, попало в зону оккупации. На этом обучение Олены закончилось, школу закрыли.

Мы и подумать не могли, что нас ждёт такое страшное время. Накануне у меня был день рождения, мы ждали гостей, — вспоминает Олена Ливоновна. — Этот день помню, как сегодня. Маменька приготовила обед, уж очень вкусно мы тогда поели с сестрой! В доме был настоящий праздник, и ничего не предвещало беды. А через пару дней я со всех ног бежала к маме на огород и кричала: «Мама, началась война!».

Мужчин в деревне не осталось, все ушли воевать на фронт. Надо было как-то жить и думать о пропитании. Женщины работали на полях, шелушили подсолнечник, чтобы сделать из семян масло, вручную вскапывали огороды.

Во время оккупации дни были похожи один на другой. Девочка изредка навещала бабушку, это приносило хоть какую-то радость.

Работали за трудодни

По окончании войны глава семьи наконец-то приехал домой, нужно было возвращаться к мирной жизни, восстанавливать сельское хозяйство. На помощь пришла повзрослевшая Олена, которая трудилась в полеводческой бригаде. За изнурительную работу отмечали трудодни, которые оплачивались осенью после уборки урожая. Давали по полкилограмма пшеницы за рабочий день.

— Сначала хотела пойти заниматься яблоками: нарезать их, подготавливать к сушке. Работа несложная. Но меня вынудили стать колхозницей: мол, родители на земле трудятся и ты трудись! В 1951 году окончила курсы трактористок, тогда эта профессия была престижной даже для девушек. И уже в новый полевой сезон начала работать на тракторе. Приходилось и сеять пшеницу, и обрабатывать поля. Я даже занимались уборкой сахарной свёклы, — рассказала героиня.

На ПМЖ в Сибирь

В начале 1950-х годов в селе появились люди, агитирующие за переезд в Сибирь для освоения новых земель. Из Станиславовки несколько семей захотели уехать в неведомые суровые края, в том числе и Тернавские.

 Так, в марте 1953 года они обосновались в деревне Турская. По приезде Олена сразу же устроилась в местный колхоз. Здесь же девушка встретила своего будущего супруга Руфа Черкасова.

Руф ездил на ферму силос заготавливать, там и познакомились. Он в семь лет остался сиротой, поэтому семья для него имела большую ценность. Практически сразу он меня позвал замуж, и в августе этого же года мы сыграли свадьбу. Я переехала жить к нему в Оёк. Помню, зашла в новый дом, а там лишь одна кровать стоит, и больше ничего. Начали обустраиваться, завели хозяйство: телёнка и поросёнка. Конечно, и огородом занимались, выращивали всего понемногу, — воспоминает Олена Ливоновна.

В скором времени у молодой пары появился сын Иван. Именно с этого момента, казалось бы, началась счастливая жизнь молодой пары. Однако судьба снова внесла свои коррективы.

В 1974 году в поселении было принято решение о строительстве новой школы, да как раз на той территории, где располагался дом молодой семьи. Жилая постройка Черкасовых подлежала сносу.

— Нам сообщили об этой новости в феврале, заранее не предупредив. Была очень морозная зима, мы с супругом не знали, как быть, куда податься. Очень жалко было оставлять и дом, и участок: мы в них вложили много сил. Но что поделаешь? Смирились. В качестве компенсации были выделены деньги, на которые мы приобрели новый дом. Здесь я живу по сей день, — рассказала Олена Ливоновна.

Преданные сердцем делу

 Вместе с супругом Олена Ливоновна так и проработала в сельском хозяйстве: сначала в колхозе имени Сталина, затем в учхозе «Оёкский».

— Мы с мужем были по-настоящему преданы своей работе. Каждый был при деле, оттого, наверное, и не ругались, жили дружно, — рассказала Олена Ливоновна.

Двадцать лет Олена Ливоновна проработала только на парниках: выращивала рассаду, овощные культуры. Потом перешла на откормочную площадку молодняка. Признаётся, что было огромное желание работать. Порой трудились по 12 часов, а то и больше.

 — Много трудностей доставляло ранней весной подготовить в парниках землю, ещё мёрзлую после студёной сибирской зимы. Как-то раз на 9 Мая директору учхоза «Оёкское» Ивану Баширину принесли десять килограммов огурцов, выращенных в парниках. Он дар речи потерял от удивления, — смеётся собеседница. — Тоже решил попробовать выращивать огурцы. Был новатором, всегда что-то новое старался внедрять. При таком директоре учхоз развивался, преображалось село и наша жизнь налаживалась. Начали получать хорошую зарплату, на которую могли и своё хозяйство достойно содержать, и одежду покупать, и деликатесы.

На них земля держится

В 1980 году супруг Олены Ливоновны трагически погиб, а в 2007 году скоропостижно скончался и единственный сын. Такой удар Олена Ливоновна перенесла благодаря поддержке невестки, внучек и правнуков.

— Они каждый день вселяют надежду на лучшее, и это помогает жить. Недаром говорят, где умирает надежда, там возникает пустота. Во всём нужно видеть только хорошее. Есть люди, постоянно чем-то недовольные. Могу уверенно сказать, наша жизнь изменилась к лучшему, а время стало намного спокойнее, — уверяет героиня.

Сейчас Олена Ливоновна находится на заслуженном отдыхе. В 2020 году она отметила своё 90-летие (!). И, несмотря на почтенный возраст, наша героиня не перестаёт трудиться на земле.

— Представляете, в этом году бабушка вырастила шесть кустов помидоров, грядку чеснока. Несмотря на все тяготы жизни, она никогда не опускала руки и для многих вполне может служить примером для подражания.  Мы её очень любим и очень гордимся ею, — рассказала семья Олены Ливоновны.

На таких людях и держится сибирская земля.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО

Село Оёк — одно из старейших в Иркутском районе, основано в 1654 году, его активное заселение началось в 1688 году. Оёкская слобода быстро начала разрастаться за счёт новоприсланных «переведенцев», тех, кто бежал с мест поселения. А в начале XIX века Оёк уже входил в число пяти крупнейших агрономических участков. В начале 1950-х годов, когда Олена Ливоновна только переехала жить в Турскую, в Оёке начинал хозяйствовать новый колхоз   им. Сталина. Тогда вышло постановление правительства об очередном укрупнении. В марте 1960 года на базе колхозов им. Сталина, им. Свердлова и других, а также подсобного хозяйства Иркутского завода им. Куйбышева был организован совхоз «Оёкский». А в 1962 году совхоз был преобразован в знаменитое учебно-­опытное хозяйство «Оёкское», в котором и работала наша героиня.