Непростой путь к вере

О храме Казанской иконы Божией Матери в Большой Речке

Храм Казанской иконы Божией Матери в Большой Речке — не просто символ церкви и объект архитектуры, это душа посёлка. Стоит он не на виду, не кичится своей красотой и статью, но пройти мимо, не обратив на него внимания, невозможно. Скромный указатель «Храм Казанской иконы Божией матери» будто бы приглашает познакомиться со зданием церкви и его историей. Проезжающие по Байкальскому тракту сворачивают именно по этому указателю. А потом в изумлении восклицают: «Какой удивительный храм, необыкновенный! Снаружи вроде небольшой, а войдёшь — такие просторы, настоящая Божья благодать!».

Силами коллежского асессора

История ныне действующего храма началась два столетия назад в знаменитом посёлке Тальцы Большереченского МО. Тогда строительство церквей чаще всего велось на средства жителей. Более богатые сибиряки нередко жертвовали значительные суммы, возводя храмы на собственные капиталы. Среди крупных жертвователей можно было найти представителей различных слоёв населения и сфер деятельности. Так произошло и в небольшом посёлке.

В 1858 году при стекольном заводе силами коллежского асессора Николая Мальцева и помощи прихожан была построена деревянная Казанская церковь с колокольней. Она была обнесена тесовым забором, с наружной части окрашенным зелёной краской.

На территории церкви также располагались дома священника и псаломщика — служителя православного храма. Он отвечал за правильное пение и чтение клироса, — рассказала церковный служитель, прихожанка Татьяна Тропина.

Церковь, которая была местом веры и силы, действовала до 1932 года. Но, как известно, в те годы храмы были не в почёте и нередко безжалостно разорялись и уничтожались. Не обошла печальная участь и Казанскую церковь: её закрыли и разместили в ней местную больницу.

Церковь была конкурентом власти в борьбе за умы людей. Местное население заставляли осквернять храмы, сжигать иконы, в противном случае люди подвергались гонениям и расстрелу. Председатель поселкового совета не смог уничтожить церковный инвентарь. Иконы он пустил по воде, а часть раздал людям, — поделилась Татьяна.

Молитвы в своих домах

В 60-е годы прошлого века, когда Тальцы попали в зону затопления Иркутской ГЭС, храм перевезли в только что встававший на ноги посёлок Большая Речка. Его стены также были отданы под нужды медицины — в здании разместилось стационарное отделение Большереченской больницы, которая располагается здесь по сей день.

В это время в посёлке на полную мощь работал леспромхоз, который занимался заготовкой леса и его сплавом по Ангаре в Иркутск. Также работала верфь по строительству и ремонту судов, курсирующих по Байкалу. Поселение развивалось, тогда же к Большой Речке присоединили окрестные Бурдугуз, Тальцы, Бутырки, в конце 1970-х годов получившие статус отдельных населённых пунктов.

Казалось, всё идёт своим чередом. Однако православие всё ещё было под запретом. Лечебница для тела не могла заменить лечебницу духовную. Люди продолжали верить в Бога и молиться, но только строго в своих домах.

Храму быть

Веру не так-то легко было убить в сердцах прихожан, посёлок нуждался в церкви. Тогда протоирей, настоятель Свято-Никольского храма в Листвянке Николай Обухов и Татьяна Тропина стали инициаторами строительства будущего религиозного здания.

В 1997 году они обратились к владыке Вадиму за благословением освятить место для строительства православного храма Казанской иконы Божией Матери. Постепенно образовался небольшой приход, был принят церковный устав.

Существовало несколько вариантов под участок для будущей церкви. Однажды мне приснился сон, где я чётко увидела поляну, а на ней величественный храм. Эта поляна и стала местом строительства, — рассказала собеседница.

Пока шло оформление земельного участка для возведения храма, служения проходили в съёмных помещениях. Одним из них было бывшее здание аптеки. Верующие собственными усилиями его отремонтировали, обус­троили временный алтарь.

Ещё в начале нового столетия религия далеко не у всех вызывала уважение. Люди долго отходили от атеизма, навязанного советской властью.  Нередки были и гонения. Когда я только начала ходить в храм, моему супругу постоянно вслед кидали: «О, муж богомолки идёт!». Я никогда не стеснялась своих убеждений, всегда жила с верой в Бога. Со временем люди, увидев плоды духовной веры, начали совершать обряды крещения, принимать причастие и даже венчаться. Так местное население постепенно и вернулось к православию, — поделилась Татьяна.

Здесь каждому рады

Только в 2006 году в посёлке под чутким руководством настоятеля Александра Ерёмина, прослужившего на приходе 15 лет, появился небольшой временный храм. Им стало жилое помещение — дом настоятеля, в одной половине которого идут богослужения по сей день. На службу приходят как по одному человеку, так и целыми семьями. По словам жителей, в этом небольшом молитвенном доме ощущаются особый уют и тепло. Словно именно тебя здесь и ждали всегда.

А ещё особую атмосферу создают старинные иконы великого подвижника Русской церкви Серафима Саровского и великомученика Пантелеймона. Святому Пантелеймону молятся о физическом и духовном здоровье. Это означает не только выздоровление тела от болезни, но и очищение души от депрессии, уныния, тревоги и прочих недугов.

Особая гордость храма — рукописные иконы. Например, Казанскую икону Божией матери написала художник-реставратор Светлана Воробьёва, а автором иконы Николая Чудотворца с час­тицами его мощей стал священник Андрей Воробьёв.

Наш приход хоть и маленький, но дружный, — с любовью рассказал настоятель храма Казанской иконы Божией матери иерей Михаил Мельниченко. — В храме проходят богослужения, на которых мы рады видеть любого прихожанина. К нам любят заходить и туристы, проезжающие мимо. А наша задача — во всём помогать и быть полезными друг другу.

В ожидании величественного храма

Строительство основного здания храма началось в 2008 году. Его каменные стены растут, но не так быстро, как хотелось бы. Прихожане говорят, что если бы, как в старые времена, люди жертвовали десятую часть своих доходов, то храм уже давно бы возвышался в Большой Речке и по посёлку раздавался колокольный звон. Для завершения строительства важна любая материальная помощь.

Изначально планировалось воссоздание Тальцинского храма, однако строительство деревянных церквей не было одобрено владыкой. Сейчас возводится пятикупольный каменный храм. Его спонсором и архитектором стал местный житель, директор ООО АПМ «Образ города» Алексей Пожидаев. За это мы ему очень благодарны! Основные работы уже завершены, закрыты купола, осталась внутренняя отделка. У церкви есть всё для того, чтобы стать гордостью посёлка. Здесь планируется открытие детской воскресной школы. Появится новый храм, преобразится и наша жизнь, — подчеркнул настоятель.

Службы в Большереченском храме проходят в каждую субботу и воскресенье и обязательно по праздникам.  Приходите, если будете в гостях в посёлке. Жители Большой Речки убеждены, что храм Казанской иконы Божией матери — одно из важных мест для посещения.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО