Трудом наполненная жизнь

Коренная жительница района рассказала о буднях сельчан в прошлом веке

Узнать о том, как жили наши предки в былые времена, всегда интересно. Одно дело уроки истории в школе, другое — рассказы о жизни и быте ещё здравствующих людей совсем другой эпохи. Не каждый муниципалитет Иркутского района может похвастаться долгожителями в своих сёлах и деревнях. А вот в Горохово такие люди есть. Мы побывали в гостях у самой поч­тенной жительницы деревни Марии Зверевой. Ей исполнилось 87 лет. Более 40 лет своей жизни она проработала телефонисткой на гороховском почтамте.

Коренная Зверева

Сама Мария Дмитриевна уж и не помнит, кто первым из её семьи и в каком году обосновался в Горохово. Известно, что жили здесь не только её родители, но и бабушки, и прабабушки. Родилась Мария Зверева в 1934 году в семье сельских тружеников. Её родители работали на обширных гороховских полях: мама — пастухом, отец — комбайнёром. Всего в семье Зверевых росло шесть ребятишек: две сестры и четыре брата.

Я всегда говорю, что я коренная (!) Зверева. Моя мама вышла замуж за мужчину из деревни с такой же фамилией. Оба трудились не покладая рук, это качество с малых лет воспитывали и в нас, — поделилась женщина.

В колхозе трудились все от мала до велика. Ребята с ранних лет совмещали школу с работой на полях, но маленькая Маша в школу так и не пошла. Когда началась Великая Отечественная война, ей едва исполнилось семь лет.

Годы лихолетья

Военные годы были тяжёлыми для всех. Мужчин призвали в армию, остались только мама и дочки. Рабочих рук на полях не хватало, поэтому Мария изо всех сил, как могла, помогала матери: то пасти стадо, то на сенокосе, то на уборочной. Так и проработала до 16 лет в Гороховском колхозе.

Люди самоотверженно трудились практически круглосуточно, потому что было «всё для фронта, всё для Победы», и очень переживали за своих земляков. А в более взрослом возрасте, когда я решила заняться здоровьем, врач так и сказал мне: «Надорвались вы. Здоровье своё оставили на поле!» — вспоминает Мария Дмитриевна.

За ратный труд выдавали по три куля картошки.

Мы нарезали картофелины на дольки и сушили в печи. Печки были не такие, как сейчас. Большие русские печи! — с ностальгией отметила женщина.

Первые шаги по жизни

В 17 лет Мария Дмитриевна покинула родное село и уехала работать в город. В Иркутске устроилась на трикотажную фаб­рику. Работу ту вспоминает с теплом, да и дела в стране понемногу начали налаживаться. Но однажды, приехав на выходные в родное село, так там и осталась.

В то время из армии вернулся паренёк Костя. В детстве с ним никогда не дружили, был он местным задирой. А когда встретились спустя много лет, он у меня вдруг спрашивает: «Будешь моей женой?». Его родители очень тепло меня приняли, особенно свекровь Лариса Васильевна. Она меня с детства знала и говорила всегда: «Хорошая жена, своя, доморощенная», — смеётся Мария Дмитриевна.

Сыграв свадьбу, Мария и Константин решили остаться жить в селе. Первого сына, Николая, Мария родила в 21 год. Муж в то время работал в совхозе, сама она занималась домом.

— Тогда из почтамта ушла одна из сотрудниц, и свекровь предложила мне устроиться туда. Я пошла, поговорила с начальством. Работа показалась мне интересной и несложной, но с ребёнком на руках вписаться в график было трудно. Помогала свекровь, сидела с сыном пока мы трудились, — вспоминает Мария Дмитриевна.

Позвони мне, позвони

Работа на почтамте Марии Зверевой очень нравилась. Всё в ней было прекрасно: и люди, которые приходили звонить, и коллектив, весёлый и добродушный, и внимательное начальство. И даже сам рабочий зал, через который тянулась длинная панель-коммутатор со множеством дырочек и лампочек, со столами, на которых располагались диски-номеронабиратели, очень нравился молодой сот­руднице. Сложно представить сейчас всю эту картину, а тогда, в конце 1950-х, чтобы соединить телефонной связью двух абонентов, приходилось задействовать третьи лица.

Соединять просили в основном из села в село, но приходили позвонить и в столицу, и другие крупные города. Помимо меня работали ещё семь девчонок-телефонисток. Смены были и дневные, и ночные. После полуночи нечасто люди заходили, но и мы с коллегами не скучали, болтали, слушали радио, пили чай. Иногда я приносила свой новенький баян и мы пели песни, — вспоминает Мария Зверева.

Музыкант-самоучка

Мария всегда очень любила музыку, особенно в молодости, играла на баяне. Любовь к прекрасному ей привила мама.

Она играла на балалайке, баяне, да так хорошо, что мы всей семьёй собирались её послушать. Я решила попробовать играть уже после замужества, купила баян и потихоньку училась дома. Муж сначала был против, мол, будешь на всю деревню петь и танцевать, а потом полюбил мою музыку, — рассказывает наша героиня.

Тогда деревня была небольшой, все знали друг друга, а потому Мария с баяном стала любимым гостем на свадьбах и именинах. К старости растягивать баянные мехи стало сложно, и женщина подарила инструмент внуку.

Настоящее счастье

Сейчас Мария Дмитриевна на пенсии. К ней в гости часто приезжают члены её большой семьи: четверо детей, девять внуков и пятнадцать правнуков. Есть у Зверевых традиция — сына называть в честь отца Константином, а внука — в честь прадеда Михаилом. Так и продолжается «Михаило-Константинова династия».

Жизнь была непростой, но мне она всё равно нравится и старость меня не тяготит. Сейчас понемногу работаю и по дому, и в огороде. А когда приезжают внуки, то обязательно стряпаю им что-нибудь вкусненькое. Особенно нравятся ребятам сливочные пряники на молоке. Кормлю их, а сама думаю, вот оно — моё настоящее счастье! — поделилась Мария Дмитриевна.

Татьяна ИВАНОВА