Ответственно, почти по-взрослому, школьники 8–12 лет подошли к участию в районных состязаниях по робототехнике, которые состоялись 14 февраля в школе посёлка Молодёжный. Соревновались 10 команд из Хомутово, Большой Речки, Оёка, Горохово, Карлука и Столбово и две из Иркутска. Для некоторых детей конкурс стал первой серьёзной площадкой для проверки знаний, полученных на занятиях по робототехнике.
На открытии к участникам с приветственным словом обратилась директор Центра развития творчества детей и юношества Ангелина Сыроватская.
— Роботы становятся неотъемлемой частью нашей жизни: они используются и в строительстве, и моделировании самолётов, проникают не только в облака, но и океаны. Инженерные специальности признаются всё более перспективными. Начинать развитие научно-технического творчества нужно с юного возраста. У вас, дорогие участники, есть возможность заниматься робототехникой непосредственно в школах. Желаю вам сегодня удачи! — отметила Ангелина Сыроватская.
Районный конкурс проходил в двух номинациях: «Кегельринг роботов» для учащихся третьих–четвёртых классов и «Слалом» — для пятых–шестых. Ребята соревновались в составе команд (не более двух человек в каждой). Участникам конкурса «Кегельринг роботов» разрешили привезти готовые машины, сделанные из конструктора LEGO NXT, с собой. Главной задачей таких устройств было вытолкнуть все кегли с игрового поля. Более взрослые участники конкурса на месте собирали усложнённые модели. Их роботы должны были пройти по зигзагообразной линии, сбив чёрные банки и объехав белые.
Как объяснил один из членов жюри, ведущий инженер компании ЗАО «ВостСибТрансПроект» Владимир Мишутин, задания конкурса были подобраны исходя из знаний и умений, которыми должны обладать юные создатели роботов к определённому возрасту.
— К 10 годам ребята уже умеют программировать машину на движение по прямой и повороты. Дети постарше конструируют роботов, которые способны с помощью датчиков увидеть препятствие и объехать его. Участники районного конкурса продемонстрировали эти умения и тем самым показали хороший уровень подготовки, — прокомментировал Владимир Мишутин.
Участие в робототехнических соревнованиях позволяет не только проверить свои знания, но и чему-то научиться. Это понимают и сами дети.
— Даже если ты не выигрываешь, ты всё равно получаешь большой опыт. На соревнованиях я могу пообщаться с ребятами, которые больше разбираются в робототехнике, так я узнаю что-то новое для себя, — высказался один из самых опытных участников соревнований ученик шестого класса Хомутовской школы №1 Прохор Лысенко.
До районного конкурса в Молодёжном Прохор не один раз боролся за победу на сибирском технологическом фестивале «РобоСиб». Всего робототехникой мальчик занимается два года. По его словам, пока что это только увлечение, но, возможно, в будущем он свяжет свою жизнь с инженерными науками.
В конкурсе прин и м а л и участие и ребята, которые делают в конструировании только первые шаги, или «заезды». Один из них — ученик третьего класса Большереченской школы Николай Летик. Мальчик собирает легомашины и программирует их только два месяца, но вступить в противостояние с другими командами в Молодёжном не побоялся. Этот настрой отражает и название команды, в состав которой входил Николай Летик, — «Робот №1».
Несмотря на то что техническими науками обычно больше интересуются мальчики, чем девочки, конкуренцию на фестивале молодым людям решили составить и технически подкованные ученицы четвёртого класса Хомутовской школы № 1 София Мокрецова и Алёна Шелепова. У участниц конкурса свой, женский, взгляд на то, в каких областях необходимы автоматизированные устройства.
— Мы хотим, когда вырастем, стать дизайнерами. А одежду будут шить роботы, которых мы сконструируем, — поделились своими планами София Мокрецова и Алёна Шелепова.
Участники соревнований были собранны и сосредоточенны. Взрослые ребята со знанием дела за короткий срок собрали свои модели, младшие участники успели не только внимательно проверить ход движения машин, но и обсудить конструкции с ребятами, которые не участвовали в состязании. После проведения тренировочных и зачётных заездов жюри подвело итоги конкурса.
Победителями двух состязаний стали команды, чьи машины выполнили поставленные задачи за минимальный промежуток времени и с наименьшим количеством штрафных баллов за нарушение регламента.
Всем участникам конкурса, в том числе и тренерам команд, вручили именные сертификаты, победителям и призёрам — дипломы. Главным подарком для детей, занявших призовые места, стали обучающие конструкторы с подробными инструкциями.
— Мы хотели подарить ребятишкам что-то полезное, познавательное, развивающее и при этом увлекательное. Наборы «Робожук» и «Матрёшка» стали лучшим решением, — отметила Ангелина Сыроватская.
«Робожук» — это набор для самых маленьких участников, занятия с ним не требуют умения программировать. В этом конструкторе есть много различных режимов, которые помогают понять азы электроники, например, как можно регулировать яркость светодиода. Для детей 10 лет и старше закупили хай-тек-наборы «Матрёшка», в которые включены все необходимые детали для создания 20 устройств. Дойдя до самого сложного проекта, ребёнок будет иметь представление о сдвиговом регистре — основе первых компьютеров, сможет выводить на экран различные значения.
На районном конкурсе по робототехнике, организованном Управлением образования администрации Иркутского района совместно с Центром развития творчества детей и юношества, будущие инженеры-программисты получили не только опыт участия в соревнованиях, командной борьбы, но и инструменты для дальнейшего развития.
Победители конкурса в номинации «Кегельринг роботов»:
1 место — команда «Изобретатели NEXT» (ученики Карлукской школы Максим Бойко и Александр Гилишев, руководитель Юлия Нацюк);
2 и 3 места — команды «Робот №1» и «Умный робот» (ученики Большереченской СОШ, воспитанники ЦРТДЮ Николай Шерстов и Николай Лутик; Максим Попов и Кирилл Филимонов, руководитель Александра Стрекалина).
Победители конкурса в номинации «Слалом»:
1 место — команда «Крафт» (ученики школы Оёка Данил Михайлов и Григорий Савельев, руководитель Евгений Михалёв);
2 место — команда «Изобретатели» (ученики школы Карлука Павел Тунгусов и Денис Чувашов, руководитель Юлия Нацюк);
3 место — команда «Ракета» (ученики Хомутовской СОШ №1 Прохор Лысенко и Кирилл Мосалов, руководитель Тамара Карцева).
Анастасия Овчаренко
