Встречаем Светлую Пасху!

Христианская Пасха — это Воскресение Христово, и в этом событии заключается весь смысл христианства. В этом году Светлое Христово Воскресение празднуют 24 апреля.

По церковному календарю

Весь годичный круг по церковному календарю является либо приготовлением к празднику Пасхи, либо чествованием самого праздника. Например, каждый воскресный день — это малая Пасха. Собственно говоря, потому день недели воскресенье называется в честь Воскресения Христова.

А долгое постовое приготовление к празднику Пасхи? Три недели — вводные в Великий пост, а затем семь недель самого поста. Да и сам праздник длится целую неделю — от Пасхи до Антипасхи. Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив (или после) Светлого Воскресения Христова. И всю эту неделю в храмах ворота в алтарь открыты, а перед воротами артос — пасхальный хлеб.

Но и на этом праздник не заканчивается. Сорок дней, а затем ещё десять храм наряжен в праздничные ярко-красные одежды. Потому что Христос сорок дней после своего воскресения приходил к ученикам, вплоть до своего Вознесения на небо в сороковой день. И ещё через десять дней (на пятидесятый) — празднование Пятидесятницы, или Пресвятой Троицы. А ещё через неделю День Всех Святых. И вот весь свод этих событий подвязан к числу празднования дня Пасхи.

Празднование Пасхи совершается в первое воскресенье пос­ле весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

И ещё одна привязка к пасхальным событиям — церковный календарь ведёт свой отсчёт от Пятидесятницы. Недели так и называются: 1-я неделя по Пятидесятнице, 2-я неделя по Пятидесятнице и т. д., вплоть до подготовительных недель к Великому посту. Так год по кругу и замкнули.

Смысл Пасхи

В чём же смысл праздника Пасхи, или Воскресения Христова? Попытаемся разобраться с помощью притчи. У меня есть сын Иван. Как-то подзываю я его и говорю: «Даю тебе несколько соток земли, инструменты, семена, воду для полива. Труды твои и урожай тоже будут твои».

Иван развёл на участке земли цветник. В свой срок бутоны цветов налились и готовы были раскрыться, но налетели стаи саранчи и стали губить всходы. И тогда наш Иван превратился в цветок, который может распылять пыльцу, убивающую саранчу. Та пытается победить Ивана, воплотившегося в цветок, но вся бесславно погибает. В этом сражении умирает и Иван-цветок, но он воскресает и снова превращается в Ивана. Да, урожай спасён, но для этого Ивану пришлось пройти через смерть».

А в жизни все мы живём под Богом, и его имя — Пресвятая Троица. Бог один, но имеет три ипостаси: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец — это всё, что существует, и всё, что творит Бог Отец, он творит через Сына. И потому мы, люди на земле, как цветник у Ивана из нашей сказки, находимся на попечении у Бога Сына. И потому именно Сын Божий стал человеком — таким, как мы. Для Бога стать человеком-твореньем — всё равно что стать художнику живописным полотном или фотографу фотографией. Но он становится Богочеловеком. Имя его Иисус Христос. Христос умер и воскрес для того, чтобы избавить нас от смерти.

От какой смерти избавил нас Христос?

Существует три вида смерти: телесная — разлучение души и тела; духовная — разлучение души и Бога. О третей скажем чуть позже. Если с первой всё понятно — умер человек, тело предали земле, душа отправилась на экзамен, на мытарства, а вот со второй не всё так просто.

Быть духовным мертвецом можно ещё при земной жизни. Так уж устроено на Земле: если мир пребывает в Боге, то процветает и преумножается, а если уходит от Бога — рушится и самоуничтожается. Это как растение: если есть в нём влага, то оно растёт, если влага уходит — растение гибнет.

Как ни прискорбно говорить, но вокруг нас в основном живые мертвецы. Страсти являются движущей силой, мотивируют человека, управляют им, но при этом выжирают в нём всё человеческое.

Вспомните алкоголика во время запоя, который с утра, как сомнамбула, идёт опохмеляться. Посмотрите ему в глаза — там нет ничего человеческого, в нём умер человек. Вы скажете: ну ведь это алкоголики, бомжи. Тогда пос­тавьте эксперимент — в состоянии гнева подойдите к зеркалу и загляните в свои глаза.

 Христос проходит путь, как первопроходец, указывая дорогу человеку. Нам осталось лишь подняться на гору. Там, на горе, находится наш настоящий дом, где мы были прописаны с момента нашего сотворения, но лишили себя этого права после грехопадения наших прародителей. Но каждый, кто крестится и следует за Христом, снова обретает Царствие Небесное.

 А ещё есть третья смерть. В последний день существования этого мира души всех умерших вернутся в их тела и все люди оживут независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие — страшными, как ходячие мертвецы.

При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображёнными, одухотворёнными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновлённым и одухотворённым телом был Гос­подь Иисус Христос. И Христос нас встретит при всеобщем воскресении. Это будет день сбора урожая в цветнике у Христа.

 А нашу жизнь начать по-христиански не так и сложно, достаточно прийти в храм на службу, подойти к священнику и сказать: «Я ничего толком не знаю о христианстве, но вот хотел бы начать учиться». С этого момента и начнётся ваше воскресение из мертвых.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Александр МАЛИКОВ, протоирей, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери д. Усть-Куда