Будет Листвянка туристической Меккой

Глава муниципалитета рассказал о том, как генеральный план поможет изменить облик посёлка

Толчея из машин, отсутствие нормальной набережной, разбитая дорога — это реальность, в которой существует сегодня Листвянка. Изменить её призван генеральный план, который дума Листвянского МО утвердила в конце июля. О том, что тормозит развитие территории, и забрезжила ли надежда на перемены после принятия генплана, корреспондент «ИрСити» поговорила с главой Листвянского МО Максимом Максимовым.

Листвянское МО — это не только собственно Листвянка. В его состав входят ещё посёлки Ангарские Хутора, Никола и Большие Коты. Но, конечно же, к Листвянке как к «иркутским воротам на Байкал» приковано всеобщее внимание.

За один только выходной день здесь могут принять почти такое же количество гостей, сколько в Листвянке проживает постоянного населения. Естественно, с такой нагрузкой посёлок не справляется. Для этого почти что нет инфраструктуры, а та, что есть, требует реформации.

При всём при этом Листвянское МО два года существовало даже без шанса на развитие. Нет генплана — нет никаких для этого рычагов. А случилось это потому, что в 2020 году Байкальская природоохранная прокуратура через суд добилась признания главного градостроительного документа, принятого в 2016 году, незаконным. Надзорное ведомство доказало, что документ не соответствует федеральным нормативам.

Шанс на новую жизнь

В новом генплане предусмотрено социальное, инфраструктурное и экономическое развитие территории. В соответствии с ним в Листвянке должны появиться новые соцобъекты и дома, причалы и набережная, а главное — шанс на новую жизнь.

— Максим Валерьевич, с какими сложностями пришлось столкнуться при разработке генерального плана Листвянского МО?

К разработке генплана мы подошли очень серьёзно. Ещё до начала этапа проектирования провели подготовку: направили запросы в различные ведомства разных уровней и весь этот пакет документов затем передали разработчикам.

Сам процесс проектирования стоял на контроле у губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, еженедельно собиралась рабочая комиссия под председательством первого зампреда правительства региона Руслана Ситникова. На этих встречах присутствовали представители муниципалитетов, Службы архитектуры Иркутской области и других ведомств. Мы рассматривали самые проблемные и сложные вопросы, изыскивали пути их решения.

Нюанс в том, что территория Листвянского МО специфическая. На неё накладываются сразу несколько специальных режимов. С одной стороны все посёлки находятся в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, с другой — Прибайкальского национального парка.

С 1986 года (год образования Прибайкальского нацпарка прим. ред.) посёлок жил с де-юре установленной особой охраняемой природной территорией. Но на практике закреплённые в законе положения о ней никак не применялись.

В итоге у нас сложилась абсурдная ситуация: органы местного самоуправления выдавали земли и разрешения на строительство, а потом оказалось, что это вообще не их полномочия, это может делать только Минприроды.

Потому помимо обычных процедур по генплану в этот раз нам потребовалось пройти процессы согласования с Минприроды, что у нас заняло очень много времени, сроки подзатянулись. К сожалению, так получилось, что в ходе согласования часть территории вышла за границы населённых пунктов.

В 2017 году президент России Владимир Путин поручил установить границы поселений, которые входят в границы особо охраняемых природных территорий, по фактически занятой территории. Это значит, что, если участок до сих пор не освоен, он изымается из границ поселения. У нас эти земли стали территорией Прибайкальского нацпарка.

В списках не значились

— Какие территории оказались исключены из границ населённых пунктов?

Больше всего пострадала Листвянка. В пади Крестовой для дальнейшего развития посёлка у нас был отведён земельный участок площадью 300 га. Его оформлением занимался в своё время ещё Иркутский район. Участок уходил в глубь пади почти на 10 с лишним км. Он никак у нас не осваивался, потому выбыл за территорию населённого пункта.

Также была перспективная площадка в районе Николы, там по генплану 2016 года по распадкам предполагалось строительство индивидуальных жилых домов. Но она тоже не была освоена, поэтому Минприроды вычленило её из территории населённого пункта. Ангарские Хутора практически остались в границах, которые существуют, Большие Коты — тоже.

К концу проектирования по трём земельным участкам у нас с Минприроды вышел принципиальный спор. Ведомство хотело забрать территорию санатория «Байкал», большой земельный участок, принадлежавший одной из юрфирм, и дендропарк Байкальского музея СО РАН.

Поскольку к согласию мы не пришли, была создана предусмотренная Градостроительным кодексом согласительная комиссия, в которую вошли представители собственников участков, органов местного самоуправления и Минприроды. В рамках этой комиссии нам два участка удалось отстоять.

А вот с дендропарком не получилось по одной простой причине: земельный участок не был оформлен. Минприроды по нему заняло свою принципиальную позицию. Поскольку генплан как документ был нужен нам очень сильно, а дальнейшее противостояние заняло бы ещё огромное количество времени, мы решили оставить территорию дендропарка в границах нацпарка.

В целом в этот раз мы по букве закона прошли весь процесс согласования генплана. Всё прошло без каких-либо нарушений, о чём высказался и прокурор района на заседании Думы. И вот случилось это знаковое событие — 20 июля мы приняли наш генеральный план.

Другой подход к зонированию

— Отличается ли принципиально новый генеральный план Листвянского МО от версии 2016 года?

Я считаю, что новый генплан достаточно отличается от предыдущего. Во-первых, по территории освоения муниципального образования. В старом документе она была значительно больше.

А во-вторых, мы применили другой подход к зонированию территории Листвянки. Площадки, расположенные по распадкам — улицы Гудина, Чапаева, — отвели исключительно под жилую зону. Это узкие пространства, там исторически застройка очень плотная. Даже гостевые дома здесь дают большую нагрузку на жителей.

Законодательно урегулировать уровень шума, привести в соответствие количество посетителей — это нереально. Потому мы решили, что для развития туристической инфраструктуры будет предусмотрена первая береговая линия — улица Горького, что логично, именно тут самое большое скопление народа.

Эту территорию мы отвели в зону смешанной общественно-деловой застройки. Она предусматривает симбиоз и жилых домов, и коммерческих объектов.

Хотя в принципе по улице Горького осталось не так много проживающих. Дома здесь в основном сдают, продают, предоставляют в аренду земельные участки. Частные подворья, которые остались, как правило, находятся на стадии реализации.

Одну треть Крестовой пади тоже отвели под коммерческое развитие, а всё, что вглубь, — под жилую зону. Там мы планируем предоставлять участки под индивидуальное жилищное строительство людям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Под эти цели отведено около четырёх гектаров. Еще около трёх гектаров — на улице Чапаева, примерно столько же — на улице Гудина. Но нужно понимать, что это сложные для освоения участки, там нужно провести много подготовительной работы. В Крестовке, например, в основном болотистая местность, участки нужно отсыпать.

Для жизни, для семьи

— Там, где семьи, там и социальные объекты?

Да, в пади Крестовой запланирован целый социальный кластер. В первую очередь нам очень нужен детский сад на 200 мест. Во-первых, те дошкольные учреждения, которые у нас находятся на первой линии на улице Горького, уже старые, сами здания не выдерживают никакой критики. Во-вторых, всё-таки рядом с региональной дорогой строительство дошкольных учреждений — это не совсем правильно с точки зрения безопасности.

Второй очередью строительства у нас запланирована школа, она должна быть построена до 2041 года. Это объект регионального значения, мы обязаны были его включить в генеральный план: помимо того, что документ учитывает пожелания местных жителей и органов местного самоуправления, он должен отражать объекты, включённые в схему территориального планирования. Школа для начальных классов в Крестовке как раз в ней и предусмотрена.

Также запланирована поликлиника, которая будет работать без выходных и принимать в том числе туристов. Им тоже нужна медицинская помощь. Там же и дети, и пожилые, и иностранные гости, а у нас на территории муниципалитета практически нет медика в выходные.

Предусмотрено и строительство пожарного депо. Тоже крайне необходимое, на мой взгляд, учреждение, с учётом того, что у нас тут одно деревянное зодчество и много проживающих туристов.

Проблемой при разработке генерального плана стало найти свободные участки под это всё. Вся земля в Листвянке уже роздана и, как правило, в собственность. При этом много участков, которые не освоены, заброшены, зарастают, захламляются.

Изменения к лучшему

— Вы несколько раз упомянули проблемы с оттоком населения из Листвянки. Как считаете, с чем это связано?

В первую очередь это обусловлено большими проблемами с жильём. Социального жилья в Листвянке практически нет. У нас стоят многоквартирные дома, бараки, построенные ещё в советские годы, где живёт масса семей. С того же периода не ведётся и строительство жилья, которое можно предусмотреть для социального найма.

Генеральным планом мы хотим это поменять. Нам в обязательном порядке нужно расселить ветхое и аварийное жильё, которого у нас предостаточно: четыре барака на улицах Октябрьской и Горького, в каждом по 12–15 семей. Причём там многодетные семьи, пожилые люди.

Мы запланировали три многоквартирных дома на три–четыре подъезда. Но наш муниципальный бюджет не позволяет их строить за собственные деньги, потому нам нужно обязательно входить в программу по расселению ветхого и аварийного жилья.

Поэтому принятие генерального плана, постановка границ населённого пункта на кадастровый учёт очень важны — эти документы нужны для вхождения в любую программу, связанную со строительством тех или иных объектов.

Берегоукрепление и дороги

— Генплан принят, теперь очередь за изменениями правил землепользования и застройки и других градостроительных документов. С какими объектами в первую очередь, на ваш взгляд, необходимо начинать работать после того, как все эти бумаги будут утверждены?

На мой взгляд, с дорогой и берегоукреплением. Мы все понимаем, что Листвянка — это туристический посёлок, и вектор его будущего развития связан именно с этим. У нас, наверное, 80 % населения Листвянки задействовано в туристической инфраструктуре. Это и гостиницы, и различного рода прокаты катеров, снегоходов, обслуживание туристов, плюс рынок, сувениры, рыба.

По-другому уже, наверное, в Листвянке не может быть, тем более что производства никакого нельзя развивать в принципе, поскольку это центральная экологическая зона. Да и гости по-другому Листвянку уже не воспринимают. То есть сказать о том, что всё, посёлок закрыт и здесь будет жить только местное население, — абсурдно.

Развитие туризма повлияет и на демографию. Потому что если люди увидят, что здесь возможно зарабатывать, то, естественно, молодёжь будет оставаться.

Листвянка — это познавательный, однодневный туризм. Потому все наши усилия надо нацелить сейчас на создание нормальной проезжей и пешеходной зон.

Берегоукрепление важно ещё и в плане безопасности. Мы можем настроить кучу прекрасных социальных объектов, но в один момент наша дорога просто обвалится. Потому мы с Минтрансом и правительством Иркутской области уже работаем плотно по этому вопросу. Большая проблема в том, что берегоукрепление, строительство дороги и набережной находятся в ведении разных ведомств, и связать воедино весь комплекс — это очень сложно.

Сейчас главная проблема — найти то ведомство, которое будет всё это синхронизировать, чтобы был один красивый объект: хорошая дорога, качественные сети и красивая набережная.

Листвянка в перспективе

— А есть ли перспективы, что эти работы начнутся в ближайшее время?

Я очень надеюсь, что уже в следующем году начнётся проектирование берегоукрепления. Байкал — объект всемирного наследия ЮНЕСКО, там придётся тоже проходить множество согласований, сложную экологическую экспертизу.

Хотя в 2018 году Иркутский район выступал заказчиком проекта берегоукрепления, он был готов, успешно прошёл все этапы, был уже фактически на стадии реализации. А потом оказалось, что заказчиком должно выступать федеральное ведомство.

— У вас наверняка есть представление о том, какой должна быть идеальная набережная Листвянки. Поделитесь?

Конечно, есть! Я не думаю, что надо расширять проезжую часть, но точно нужны парковки. Мы все видим, какая проблема происходит в конце Листвянки. На мой взгляд, нужно на протяжении всего участка, от Николы до колеса обозрения, делать какие-то небольшие парковки хотя бы на 20 машин. Так в принципе можно разгрузить территорию.

А вот пешеходную часть надо делать широкой, выносить её, не побоюсь сказать, на 10–15 метров в сторону Байкала. Она должна быть такой, чтобы по ней можно было не только гулять, но и проехать на электросамокате, и пройти с коляской. Обязательно нужны обзорные площадки, точки притяжения. В принципе, в России уже есть такие места — и в Зеленогорске Калининградской области, и в Красноярском крае есть красивые набережные. Даже в Иркутске новые набережные — вот что-то в таком духе нужно делать.

В любом случае это должна быть такая территория, по которой можно свободно пройти, полюбоваться озером, спокойно к нему спуститься. Пляжные территории сложно специально отсыпать, потому что уровень Байкала колеблется, но какие-то площадки, где можно постоять у воды, где-то сесть, подышать воздухом, нужны. Конечно, надо обустраивать и игровые зоны для детей. Протяжённость набережной может быть 7,5 километра — от 62-го километра и до колеса обозрения.

Новая набережная позволит растянуть турпоток. Если будет несколько «лобных» мест, то люди будут останавливаться там, где им захочется, где будет интересно.

Золотое кольцо Иркутской области

— В генеральном плане есть один объект, который вызывает изумление и споры. Это мост из Николы в Порт Байкал. Как вы лично относитесь к подобной идее?

Этот мост как раз из разряда предусмотренных в схеме территориального планирования объектов. Мы были обязаны его отобразить в генплане. Но идея хорошая на самом деле.

Дело в том, что Владимир Фиалков, бывший директор Байкальского музея СО РАН, а сейчас ведущий научный сотрудник учреждения, со своей командой разрабатывал концепцию развития Листвянки. Вот они и предлагали сделать кольцевую дорогу по Мельничному тракту, который выходит в Порт Байкал, но сейчас доступен только для подготовленных машин.

Если сделать её хорошей, завести мост, представляете, какая будет красота? Это будет золотое кольцо Иркутской области.

— Но вы же понимаете, что это проект сейчас из области сказки?

Надо надеяться на лучшее. Сейчас правительство РФ, президент и губернатор Иркутской области обращают внимание на развитие внутреннего туризма. Как его развивать без Байкала? Это невозможно. Потому, дай бог, найдутся хорошее финансирование, инвесторы, которым нет смысла вкладываться в строительство зарубежных гостиниц, — и они будут вкладываться в развитие таких прекрасных объектов.

Алёна КАШПАРОВА