Растим хозяина земли

В школе деревни Ревякина ученики постигают азы земледелия почти десять лет

В последние годы образовательные учреждения ориентируются на более профессиональную подготовку молодёжи к жизни. Внедрение в сельские школы агробизнес-образования позволяет воспитывать в детях любовь к земледелию и выбирать нужные и важные профессии в будущем. В Иркутском районе пять школ имеют статус региональной инновационной площадки в сфере агробизнес-образования: Хомутовская школа № 1, Уриковская, Оёкская, Малоголоустненская и Ревякинская школы. В последней детей приобщают к земледелию с 2015 года.

Всё для роста и развития

Восемь лет назад Ревякинская школа приняла агростатус на четыре года. Это были только первые шаги. В основном обучение земледелию велось на внеклассных занятиях. Для детей начальной школы были введены курсы «Мир профессий», «Школа юного экономиста». Среднее звено охватывалось кружками «Азбука содержания животных», «Сад и огород», «Байкаловедение». Для старшеклассников реализовывались программы «Подготовка трактористов категории «С», «Экономика». В сельскохозяйственные техникумы и вузы поступило 60 % выпускников после 9-го класса и 20 % после 11-го. В 2019 году школа снова прошла отбор и заявилась на продление статуса. В этот период стало очевидно, что в Иркутском районе есть всё необходимое, чтобы обучать учеников агробизнесу.

Тогда мы ещё не задумывались, какие результаты это нам принесёт в будущем, — рассказала заместитель директора по воспитательной работе, ответственная за реализацию инновационной площадки Анжелика Фролова. — В нашем районе мы смогли найти помощь и поддержку. «Сибирская Нива» привозила нам землю под посадки, фермер Владимир Скорняков и пчеловод Василий Бровкин проводили экскурсии для детей в своих хозяйствах. Наши педагоги и ученики — постоянные участники научно-практических конференций Иркутского государственного аграрного университета. Аграрный техникум в Оёке проводит профориентацию и помогает выпускникам школы определиться с будущей профессией.

Неподдельный интерес

Сейчас у Ревякинской школы три теплицы, лабораторные наборы для опытов с почвой и растениями, газонокосилка и другие необходимые для ведения образовательного процесса инструменты. Инвентарь для выращивания рассады, обработки пришкольного участка и цветников обновляются каждый сезон, для посева закупают профессиональные семена с высоким процентом всхожести. С 2015-го по 2019-й годы школа начала сотрудничество с питомником «Сибирский сад Леонтьевых». Представители школы вместе с обучающимися выезжали на экскурсии и консультации по выращиванию плодовых деревьев. В 2020 году ученики продолжили возделывать сад из плодовых и ягодных культур. К уже имеющимся на участке кустам малины, смородины, крыжовника добавились жимолость и облепиха.

Ко всему прочему выросло и количество изучаемых дисциплин: появились предметы «Мир лекарственных растений», «Изучение плодовых растений», «Основы пчеловодства», «Полезные привычки», «Мир профессий» и «Экономика и мы» для школьников начальных классов. Основы сельского хозяйства преподаются через уроки технологии, биологии, химии, ОБЖ. В прошлом году благодаря субсидии Министерства сельского хозяйства Иркутской области и Министерства образования Приангарья, администрации Иркутского района в школе появились новый лабораторный инвентарь и сушильный шкаф для овощей и фруктов.

Главное в школьном агробизнес-образовании — не успешный результат, а то, что дети по-настоящему увлечены земледелием, любят его, а учителя всегда их поддерживают, подводят к новым открытиям. Всего в школе учится 215 учеников, из них
95 % задействованы в работе инновационной площадки. Дети бережно ухаживают за рассадой, приобщаются к культуре правильного питания: сушат фрукты, овощи, травы и зелень в духовом шкафу вместе с преподавателем технологии Татьяной Филёвой, работают на опытных участках и в лабораториях, — поделилась Анжелика Фролова.

Юные фермеры

В рамках инновационной площадки каждый может выбрать направление по душе. Например, Анне Фроловой из 4-го класса и педагогу Анастасии Мезенцевой удалось приготовить сыр сулугуни и защитить на основе полученного опыта агробизнес-проект.

Сыроварением очень интересно заниматься. Мы готовили сулугуни из домашнего молока, дважды его варили, одну ночь выдерживали, затем добавили все ингредиенты по рецепту. Сыр получился лучше, чем покупной, намного вкуснее. Все свои наблюдения мы оформили в проект и отправили на областной конкурс «Юный фермер». В номинации «Приусадебное хозяйство» заняли первое место! Я с удовольствием буду заниматься новыми интересными проектами в нашей школе, — поделилась ученица.

В Ревякинской школе также учится сын известного в Иркутском районе фермера Владимира Скорнякова Андрей. У десятиклассника большие планы на будущее, связанные с земледелием. Как и отец, он хочет быть фермером, продолжать семейное дело. В рамках инновационной площадки Андрей уже добился немалых успехов.

В начале учебного года вместе с отцом мы подготовили проект по выращиванию экзотического овоща кивано. Родом эта культура из Африки, у неё долгий вегетационный период, в нашем климате он не сможет вырасти самостоятельно. Мы создали все необходимые условия в теплице, и растение принесло плоды. По вкусу овощ похож на огурец, киви и даже банан. В нём много витаминов, А, С, группы Р и В. Если нравится вкус, можно добавлять его в салаты или выращивать как декоративное растение, — рассказал ученик.

В общем, идей у будущих аграриев хоть отбавляй. Уже сейчас на пришкольном участке кипит работа. Ещё немного и многочисленные кустики рассады, которую ребята выращивают с февраля, займут своё место на земле. Хорошего урожая!

Татьяна ИВАНОВА