Как не стать жертвой телефонных аферистов
Телефонные аферы — одна из самых распространённых и опасных форм мошенничества. Схема отъёма денег у населения становится всё более изощрённой и сложной, причём зачастую жертвами таких афер становятся даже самые осторожные, информированные люди, имеющие высшее образование. В Иркутском районе в последнее время зафиксирован рост числа таких преступлений. Прокурор Иркутского района Ирина Кончилова рассказала о том, как не попасться на уловки мошенников.
Доверяй, но проверяй
Существует множество схем, которыми пользуются мошенники, чтобы обмануть своих жертв. Наиболее распространённые — это принуждение людей передавать деньги или конфиденциальную информацию, обещание лёгкого заработка или предложение фиктивных услуг. Важно помнить, что никакие личные данные или финансовые реквизиты не следует передавать неизвестным лицам, особенно по телефону, — начала разговор Ирина Кончилова.
Поскольку выяснить, откуда звонит злоумышленник, очень трудно, нужно научиться различать ложные звонки самостоятельно. Часто бывает, что преступники представляются сотрудниками полиции или службы федеральной безопасности. Но нельзя идти у них на поводу, даже если они обращаются к вам по имени-отчеству или рассказывают факты из вашей жизни. Мошенники находят эти данные в открытом доступе и охотно ими пользуются.

Важно понимать, что силовая или ведомственная структура не будет звонить и решать финансовые вопросы по телефону. Если что-то случилось, то, скорее всего, вас навестят лично или отправят официальное письмо. Сам факт того, что сотрудник какой-либо организации выясняет детали по телефону, должен вас насторожить, — поясняет прокурор.
На вас «оформили кредит»
Несмотря на проводимую профилактическую работу, преступлений не становится меньше. Одному из жителей Иркутского района позвонил неизвестный мужчина, представившись сотрудником Центрального банка Российской Федерации, и сообщил, что мошенники пытаются оформить кредит на его имя. Поэтому необходимо провести отмену заявки на кредит, которая иначе как оформлением ещё одной новой заявки не проводится.
Доверчивый гражданин, поверив мошеннику, последовал его указаниям, зашёл в приложение банка на своем телефоне и оформил кредит на 400 000 рублей. После оформления так называемого «кредита» преступник прервал разговор, пообещав перезвонить позже. Разумеется, с жертвой никто не связался и денег гражданин больше не увидел, — рассказала Ирина Кончилова.
Другой случай. С абонентского номера, схожего с телефонным номером одного из правоохранительных отделов Иркутска, позвонил мужчина. Представившись сотрудником следственного комитета, он сообщил, что совместно с ЦБ РФ проводится проверка по подозрению в мошеннических действиях сотрудников банка, поэтому связываться с ним нельзя и рассказывать о разговоре тоже. Он сообщил также, что с гражданином свяжется специалист, который расскажет порядок действий, по которому можно будет перевести денежные средства на безопасный счёт.
Через некоторое время гражданину действительно позвонили. Представившись указанным специалистом, жертве сообщили, что необходимо пройти к банкомату и перевести денежные средства на указанный счёт, что гражданин и сделал, — рассказала Ирина Кончилова.
Деньги утекают в чужой карман
Ещё одна «банковская» история произошла с женщиной. Ей тоже позвонил якобы сотрудник банка, рассказав, что на её имя оформлен кредит. Он переспросил, брала ли она деньги в банке. Женщина, конечно, кредит не оформляла. Тогда мошенник указал, что ей необходимо зайти в мессенджер, он направит туда документы для ознакомления. С неизвестного номера пришло три документа о кредите в 100 000 рублей. Мошенник сообщил женщине, что разобраться в проблеме можно, загрузив приложение банка, что она и сделала. С этого момента женщина не смогла управлять телефоном, на её команды аппарат не реагировал.
Вместе с присланными документами на телефон загрузилась вирус-программа удалённого доступа, после чего мошенник смог перевести денежные средства, находящиеся на банковском счету жертвы, на свой счёт, — рассказала прокурор.
Ещё одной жительнице района в социальной сети написала неизвестная с предложением заработать. Для этого нужно было внести первоначальный взнос в 10000 рублей. Женщина перевела указанные средства. Через некоторое время мошенница сообщила жертве, что та выиграла 219 500 рублей, но для получения указанной суммы нужно уплатить процент в размере 35 000 рублей. Деньги женщина перевела, однако ни обещанный выигрыш, ни денежные средства, отправленные мошеннице, обратно не поступили, аккаунт в социальной сети впоследствии был удалён.

Мошенники — за рубежом
Раскрыть преступления подобного плана очень сложно. Основной проблемой является использование преступниками подменных номеров, схожих с телефонами государственных органов, банков, которые злоумышленники генерируют при помощи программного оборудования. Как правило, отследить, откуда действительно звонил телефонный мошенник, — трудновыполнимая задача, так как трафик IP-телефонии проходит через множество серверов, которые размещены за пределами Российской Федерации, — отметила Ирина Кончилова.
Полиция активно сотрудничает с операторами связи и другими службами безопасности для выявления и задержания мошенников, но многие уголовные дела остаются нераскрытыми. Ключевыми методами борьбы с телефонными мошенниками всё также остаётся профилактика.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо придерживаться чёткого правила — прерывать телефонный разговор, если он вам показался подозрительным. Не стоит доверять незнакомым людям, раскрывать личную или финансовую информацию по телефону. Важно убедиться, что собеседник является настоящим представителем организации или учреждения. Если же всё-таки вас обманули, необходимо обратиться в полицию, — сказала Ирина Кончилова.
Татьяна ИВАНОВА
