Оперативные дежурные Иркутского района в морозные дни работают в усиленном режиме
Вместе с календарной зимой в Приангарье пришли трескучие морозы. Понижение столбика термометра влечёт за собой разные технические катаклизмы и повышает градус ответственности работников дежурных служб. Круглосуточно в Единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС) Иркутского района от жителей поселений поступают десятки звонков. Именно сюда стекается вся информация о происшествиях.
Что делать, если холодно?
С приходом в Приангарье аномальных морозов количество звонков увеличилось в два раза. Особенно участились обращения, связанные с аварийными ситуациями на электросетях и отключением электроэнергии. Специалисты оперативно принимают звонок, оценивают обстоятельства произошедшего и направляют информацию профильным ведомствам.
— В связи с морозами указом губернатора в Приангарье введён режим повышенной готовности, и это налагает ещё большую ответственность. Всего с 8 декабря к нам поступило более трёх тысяч звонков, из них 2159 человек позвонили на номер 112. Сейчас большинство обращений начинаются со слов: «Мы замерзаем в своих домах, дети укутаны в несколько одеял, что нам делать?». Зимой такие звонки поступают всегда, однако в этом сезоне их количество просто зашкаливает. Если у оператора есть информация по отключениям, он её обязательно сообщает. А если сведений нет, то объясняет, что нужно делать. Например, для восстановления электроэнергии подать заявку в энергетическую компанию, — рассказала руководитель службы ЕДДС по Иркутскому району Наталья Мироненко.

Большинство звонков поступают от жителей, проживающих в густонаселённых пунктах, — Уриковском, Хомутовском, Максимовском, Мамонском и Марковском муниципальных образованиях. В последнем в минувшие выходные произошла серьёзная авария. Из-за перегруза электросетей вышла из строя кабельная линия. Продолжительное время без света оставались более 50 домов. Местная администрация для жителей развернула пункт обогрева на базе Дома культуры.
— В ночь с 12 на 13 декабря такой же пункт обогрева был открыт в здании культурно-спортивного комплекса села Максимовщина. В поселении тоже произошло аварийное отключение электроэнергии. Жители были в панике, ведь за окном – 40° С. В эту ночь за помощью к нам обратились десятки жителей, — сказала Наталья Мироненко.
Эпидемия огня
Наталья Мироненко отмечает, что работа в ЕДДС требует максимальной ответственности и стрессоустойчивости. С наступлением холодов возросло и количество бытовых пожаров — возгорания происходят каждый день.
На днях в ЕДДС поступил звонок: «В Деревне Талька по переулку Рабочему горит загон, в котором находятся лошади. Помогите!». В результате возгорания огнём была уничтожена хозяйственная постройка площадью более 400 кв. м, заживо сгорели 14 лошадей. Не менее страшный случай несколько дней назад произошёл в частном доме Ушаковского МО.
— В доме находилась молодая семья с 4-летним ребёнком. Мужчина запустил бензиновый генератор для получения электроэнергии. Видимо, при подключении были нарушены меры безопасности, в итоге погибли трое человек, отравившись угарным газом, — рассказала руководитель.

Проверка на прочность
Специалисты ЕДДС на место происшествия не выезжают, но переживают за каждого пострадавшего. Как рассказала оперативный дежурный ЕДДС Екатерина, в работе сложнее всего отключать эмоции, каждая смена — ежедневная проверка на прочность.
Женщина трудится в диспетчерской службе два года. До этого более восьми лет работала бортпроводником на международных авиалиниях, посетила множество стран. Когда командировки стали занимать слишком много времени, Екатерина решила сменить сферу деятельности. График работы в ЕДДС, сутки через четверо, её полностью устраивал. Женщина прошла профессиональную подготовку в учебно-методическом центре ГО и ЧС Иркутской области, получила диплом экстренных вызовов и приступила к своим обязанностям.

— Однажды у нас просил помощи 9-летний ребёнок. Он громко рыдал в трубку и пытался объяснить, что папа избивает маму и обливает дом бензином. Другой ребёнок звонил и говорил, что мама лежит в крови. Сердце сжимается от подобных историй, в таких случаях мы оперативно связываемся с полицией. Несмотря на все сложности, работа мне очень нравится, ведь мы причастны к спасению человеческих жизней, — поделилась Екатерина.
Семья — ковчег спасения
Как уже можно было догадаться, спокойных сезонов в работе дежурной диспетчерской службы нет. Прорвало трубу, загорелся трансформатор, дебоширит родственник, потерялся человек, сбили животного, не может слезть с дерева кошка — на все эти происшествия реагируют четыре оперативных дежурных в смену. Как отмечает Наталья Мироненко, работать здесь могут только психологически подготовленные люди
— На протяжении месяца на стажировку к нам ходила женщина, но после своей первой смены она написала заявление об увольнении. Другая, совсем ещё молодая, женщина пришла к нам, когда в районе бушевали страшные лесные пожары. Эмоционально ей было тяжело отвечать на такие звонки, — рассказала руководитель службы.

Шесть месяцев назад к команде женщин диспетчерской службы присоединился мужчина — Валерий. Он убеждён, что после тяжёлой смены нужно обязательно переключаться. Ему в этом помогают трое детей — Алиса, Миша и Богдан.
— По образованию я экономист. Конечно, первые дни работать было непросто, но со временем ко всему привыкаешь. Очень часто отчаявшиеся, испуганные люди транслируют неимоверную агрессию. Каждый из операторов понимает, что такое поведение служит защитной реакцией человека на стресс, который он испытал. Мы, несмотря ни на что, всегда сохраняем спокойствие, ведь главное — помочь человеку, помочь ему предотвратить угрозы, — подвёл итог Валерий.
Телефон Единой дежурно-диспетчерской службы Иркутского района 717-112.
Татьяна ЕГОРОВА
