Время перемен

В Иркутском районе готовятся к проведению публичных слушаний по созданию муниципального округа

В рамках реформы местного самоуправления планируется объединение 21 муниципального образования Иркутского района, куда входят три городских и 18 сельских поселений. Это важное событие, которое может повлиять на будущее всего района. Однако прежде, чем делать какие-либо выводы, разберёмся в сути реформы.

Район станет единым

По данному вопросу с 15 июля в муниципальных образованиях начали проходить публичные слушания. Накануне в поселениях были организованы рабочие встречи с представителями правительства региона, руководителями администрации Иркутского района, депутатами районной Думы. Общие районные слушания пройдут 13 августа.

При преобразовании в муниципальный округ все поселения, входившие в состав района, утратят статус муниципального образования. На территории будут сформированы территориальные подразделения администрации округа — административные округа. Руководить административными округами будут главы. Они будут подчинены мэру Иркутского муниципального округа в качестве юридических лиц. Объединение пройдёт без изменения границ Иркутского района, — рассказала руководитель аппарата администрации Иркутского района Мария Петрачкова. — Депутатов сельских, городских поселений не будет. В переходный период будут формироваться органы местного самоуправления муниципального округа. В сентябре 2025 года состоятся выборы мэра муниципального округа и депутатов окружной Думы.

Данное преобразование проводится в рамках реформы, цель которой повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления. Федеральным законом от 6.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен новый вид муниципального образования — муниципальный округ.  Его создание обусловлено необходимостью объединения поселений в единое муниципальное образование с единым бюджетом и единым набором полномочий на местах. Не будет разделения «мои-не мои полномочия», при этом власть останется в шаговой доступности, как и прежде.

Мы идём экспериментальным путём с сохранением всех администраций поселений. У такого подхода есть свои преимущества: на территории административного округа мы сможем получить все полномочия и заниматься конкретными вопросами развития поселения. Существующее разделение полномочий не позволяет эффективно решать некоторые вопросы. Иногда жители обращаются к нам с проблемами, и мы вынуждены объяснять им, что их решение находится в ведении муниципального района. Ведь у нас есть только определённый перечень полномочий. В рамках новой модели всё будет иначе. Мы сможем составлять бюджетную смету и защищать её в муниципальном округе. У нас уже есть опыт в этой области, — рассказал глава Уриковского МО Андрей Побережный. — Сейчас мы находимся в ситуации, когда приближается срок следующих выборов мэра. Если закон примут, у нас будет 1,5 года на переходный период, а далее – 5 лет полномочий вновь избранного мэра муниципального округа – итого 6,5 лет. Считаю это довольно большой срок. В этот период никаких серьезных изменений не будет. Срок достаточный для того, чтобы протестировать новую модель и стать ещё лучше.

Администрации останутся

В новой модели масса преимуществ, отмечают эксперты. Это упрощенная схема управления территорией, выстраивание вертикали власти, что повлечет за собой повышение административной управляемости, решение вопросов местного значения одним исполнительно-распорядительным органом, сокращение расходов на проведение местных выборов, создание единой нормативной базы, утверждение единого территориального планирования, принятие единого бюджета муниципального округа, укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления.

Мы долго шли к выбору этой модели управления нашей территорией в рамках реформы. У района есть свои особенности: большие расстояния между населенными пунктами, отдаленность многих сел и деревень от центра, неравномерное размещение населения.  Совместно с губернатором и правительством региона тщательно продумывали все варианты. Модель реформы местного самоуправления с сохранением территориальных администраций позволит Иркутскому округу быстро решать все вопросы, обеспечить оперативную связь с населением территории, при этом сохранив высокую управляемость, — отметил мэр Иркутского района Леонид Фролов.

Основные опасения у жителей Иркутского района могут быть связаны с тем, что они не хотят лишаться доступной помощи от администраций поселений.  Согласно модели, которая будет реализована в Иркутском районе, администрации поселений сохранятся без изменений.

Я думаю, что не стоит волноваться, если глава муниципального образования и сотрудники администрации качественно выполняют свою работу. По существу в нашей деятельности ничего не изменится. Мы имеем колоссальный опыт, умеем грамотно распределять обязанности и работать над развитием своей территории. Поэтому к переменам  мы готовы,  уверены в своих силах, будем двигаться только вперёд, — сказал глава Карлукского МО Александр Марусов.

Финансирование станет стабильным

К плюсам новой системы так же можно отнести создание единого окружного бюджета. Условия участия в большинстве федеральных и областных программ предполагают финансирование из бюджета поселения. Оно составляет от 5 до 10% стоимости реализуемого проекта. Как правило, в бюджетах сельских поселений таких средств нет. При объединении поселений в муниципальный округ с единым бюджетом появится возможность безболезненного участия территорий в национальных проектах и программах. Это позволит решить многие социальные, жилищно-коммунальные, образовательные и иные вопросы, которые не могли быть решены ранее. Позитивное мнение на этот счёт разделяют и в Хомутовском МО.

Конечно, сейчас сложно спрогнозировать, как будет жить муниципалитет после вхождения в округ. Реформа в рамках договорённостей, которые удалось достичь нашему мэру с правительством Иркутской области, в первую очередь, позволяет сохранить коллективы администраций и объёмы финансирования. Это обстоятельство делает переход к реформе мягким, стабилизирует ситуацию и делает её более понятной. Сохранение стабильности, преемственности трудового и ресурсного потенциалов нашей территории сейчас самое главное. Поэтому мы продолжаем спокойно и уверенно работать, сосредоточившись на выполнении текущих задач, — рассказал исполняющий обязанности главы поселения Алексей Иваненко.

Надежда на лучшее

Общественники к реформе местного самоуправления относятся  с оптимизмом, полностью доверяя региональной и местной власти. На территориях они стараются объяснить жителям суть грядущих перемен.

За годы работы в прежней системе было сделано немало: построены и отремонтированы школы, детские сады, дома культуры, спорткомплекс. Уверена, что реформа не только позволит продолжить преобразования, но и даст территориям возможность развиваться дальше, мы со своей стороны сделаем для этого всё возможное. Сейчас мы много встречаемся с жителями, объясняем им суть изменений, рассказываем о возможных результатах реформы. Для нас главное, чтобы местная власть работала в том же составе и была доступной. Жители очень надеются, что с реформами финансирование увеличится, и это позволит нам развиваться ещё быстрее, — поделилась председатель Совета ветеранов Уриковского МО Светлана Хмыль.

— Предполагается, что в муниципалитетах полностью сохранится весь состав администраций, а значит, реформа пройдёт безболезненно. Перемены не изменят наш подход к работе и отношение к людям, ради которых всё делается. Уверен, работа будет продуктивной, а результаты позитивными, — поделился председатель Совета отцов Карлуксого МО Артём Ситников.

Формирование органов местного самоуправления округа намечено на сентябрь 2025 года. До этого времени будут работать прежние Думы, администрации и глава поселения.  Также до 1 января 2026 будут исполняться бюджеты поселений и Иркутского района, то есть все принятые существующими муниципальными образованиями финансовые обязательства подлежат исполнению.

Перед администрацией района стоят задачи, как проведения реформы, так и дальнейшего развития местного самоуправления в лице общественных организаций и территориального общественного самоуправления. Градус общественной активности не должен снижаться, напротив, роль жителей в решении вопросов местного значения должна возрастать.

Итогом этой работы станет формирование с участием рабочей группы района законопроекта и принятие депутатами региона осенью этого года областного закона о создании Иркутского муниципального округа.

Подготовила Татьяна ИВАНОВА