Выбросить или починить?

У любой техники есть зало­женный производителем срок эксплуатации, но рано или поздно она выходит из строя.

Однако не все поломки тех­ники могут подлежать гаран­тийному ремонту. Продавец (изготовитель или импортер) не обязаны безвозмездно устра­нять недостатки, если они воз­никли по истечении гарантий­ного срока.

Ремонт бытовой техники может производиться как в сервисном центре (ремонтной мастерской), так и на дому у по­требителя по месту нахождения товара.

Платный ремонт техниче­ски сложных товаров относит­ся к бытовым услугам, порядок оказания которых регулируется законом РФ «О защите прав по­требителей» и Правилами бы­тового обслуживания населе­ния в Российской Федерации».

В недобросовестных сер­висных центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки, при этом договор не заключа­ется, а спустя некоторое время сотрудники сервисного центра сообщают, что товар отремон­тировали и его можно забирать, при этом называют стоимость ремонта, которая может дохо­дить до стоимости нового това­ра. Если потребитель отказыва­ется от «услуги», то в ход идут уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтирован­ной» техники.

Чтобы избежать вышеука­занную ситуацию, при передаче техники в ремонт рекомендуем обращать внимание на:

1. Информацию об Испол­нителе.

Исполнитель – это органи­зация независимо от ее орга­низационно-правовой формы, а также индивидуальный пред­приниматель, выполняющие работы или оказывающие услу­ги потребителям по возмездно­му договору.

Исполнитель обязан дове­сти до сведения потребителя наименование своей органи­зации, её место нахождения, режим работы. Если исполни­тель является индивидуальным предпринимателем, он предо­ставляет потребителю данные о государственной регистрации с указанием наименования заре­гистрировавшего его органа.

Обратите внимание, если ремонт произведен физическим лицом, то данные правоотноше­ния не подпадают под действие законодательства о защите прав потребителей, а гражданин (ма­стер по ремонту) не обладает статусом Исполнителя.

2. Обязательность заключе­ния договора.

Договор об оказании услуг (выполнении работ) оформ­ляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

  • наименование и адрес ис­полнителя;
  • вид и цену услуги (рабо­ты);
  • точное наименование, описание и цену материалов (вещи);
  • условия оплаты (отметка об оплате), даты приема и ис­полнения заказа;
  • должность лица, приняв­шего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

Один экземпляр договора об оказании услуг выдается испол­нителем потребителю.

Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отноше­нии услуги (работы), исполня­емой в присутствии потребите­ля, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.

Важно! При сдаче техники в сервисный центр нужно обра­тить внимание на то, чтобы в договоре было приведено под­робное описание внешнего вида техники: наличие царапин, ско­лов, потертостей, трещин.

Почему это так важно? Со­гласно Закона РФ «О защите прав потребителей»», в случае полной утраты или поврежде­ния вещи, принятой от потре­бителя, исполнитель обязан в трёхдневный срок заменить его подобной аналогичного ка­чества. При отсутствии вещи аналогичного качества возместить потребителю её двукратную цену, а так­же расходы, понесенные потребителем.

3. Сроки оказа­ния услуги (выполнения работ).

Если сервисный центр не успевает отремонти­ровать технику вовремя, то есть нарушает срок, установленный в догово­ре либо квитанции, по­требитель по своему вы­бору вправе: назначить исполнителю новый срок; потребовать уменьшения цены за выполнение рабо­ты (оказание услуги); отка­заться от исполнения договора о выполнении работы (оказа­нии услуги).

При выдаче отремонтиро­ванной бытовой радиоэлек­тронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, исполни­тель обязан их осмотреть и про­демонстрировать их работу.

Потребитель обязан в по­рядке и сроки, которые пред­усмотрены договором об оказа­нии услуг (выполнении работ), с участием исполнителя осмо­треть и принять выполненную работу.

При обнаружении недо­статков выполненной работы (оказанной услуги) потреби­тель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выпол­ненной работы; соответствую­щего уменьшения цены выпол­ненной работы; отказаться от исполнения договора о выпол­нении работы и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указан­ным договором срок недостат­ки выполненной работы не устранены исполнителем.

При обнаружении недостат­ков в работе (услуге) потреби­тель должен заявить об этом исполнителю, предъявив пись­менную претензию, составлен­ную в 2-х экземплярах. Один экземпляр вручается исполни­телю, на втором представитель исполнителя делает отметку о принятии претензии с указа­нием даты и лица, принявшего претензию.

4. Срок хранения отре­монтированной вещи сервис­ным центром.

В случае неявки потреби­теля за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потре­бителя, по истечении 2 месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причи­тающихся исполнителю плате­жей, внести в депозит.

Чтобы избежать негативных ситуаций при заключении дого­вора на ремонт бытовой техни­ки рекомендуем выбирать сер­висные центры, которые имеют положительные отзывы потре­бителей, с полной и достовер­ной информацией об исполни­теле услуг, месте нахождения, режиме работы, предоставле­ние гарантии.

Информация подготовлена специалистами отделения защиты прав потребителей – консультационного центра с использованием СПС «Консультант Плюс»