Председатель районной организации профсоюза работников образования о проблемах педагогов района
Если у ученика есть трудности в учёбе или отношениях со сверстниками, ему на помощь придёт педагог. Он объяснит непонятные темы и разберётся с обидчиками. Если родители не понимают своего ребёнка, то они могут прийти к учителю или психологу. Вместе они найдут подход к детям. К кому идут учителя, когда у них возникают проблемы?
Однозначно — в профсоюз работников образования Иркутского района, который уже много лет возглавляет Нина Иванова. Недавно она была вновь избрана на пост председателя.
По законам РФ
— Нина Анатольевна, вы уже более 30 лет работаете в профсоюзе образования. Расскажите, с какими проблемами чаще всего обращаются педагоги?
— Думаю для начала уместно разъяснить, что профсоюз хоть и имеет статус общественной организации, осуществляет свою деятельность в соответствие с ФЗ «О профессиональных союзах, правах и гарантиях деятельности».
То есть представительство и защиту прав, интересов работников, членов профсоюза, мы осуществляем в соответствии с этим законом. Вопросы заработной платы, правильного начисления отпускных и мер социальной поддержки, аттестации и повышения квалификации педагогов, — те вопросы, с которыми обращаются в профсоюз. Они затрагивают преподавателей любого возраста и места жительства. Перед нами стоит задача разобраться, проконсультировать, оказать поддержку в решении проблемы. В общей сложности, нам удаётся разрешить 80% обращений.
— Расскажите, как происходит этот процесс на примере одного из остро стоящих вопросов?
— Например, многие педагогические работники сталкиваются с проблемой, когда идёт речь выхода на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью. Люди всех профессий, в том числе и учителя, сталкиваются с тем, что пенсионный фонд исключает отдельные периоды работы из трудового стажа. В связи с последней пенсионной реформой и переходом с «трудовой» пенсии на «страховую» возникают сложности. Так что количество обращений по данным темам в профсоюз постоянно растёт.
Как мы помогаем? Работник приходит к нам с соответствующим обращением. Мы оцениваем его пенсионные права, если есть необходимость, составляем исковое заявление и, чаще всего, представляем интересы заявителя в суде. Конечно, судебные разбирательства – крайняя мера, на которую не каждый готов пойти. Но для нас важно восстановить право на пенсию и вернуть невыплаченную.
Право на отдых
— Вы сейчас затронули очень животрепещущую тему – нагрузку педагогов. Часто она чрезмерна, потому что учителей в школах не хватает. Есть какие-то варианты решения проблемы?
— Нагрузка чрезмерна. Представьте, учитель отработал в школе в две смены. После остался на дополнительные часы, чтобы закрыть пробелы в знаниях отдельных детей и поговорить с родителями об успеваемости их ребёнка. Домой он вернется, дай бог, в 8 вечера.
За оставшееся время ему нужно проверить тетради, подготовиться к урокам на следующий день. Как педагог, он должен поддерживать уровень своей квалификации, найти время для отдыха и восстановления сил, ведь в классе он должен быть бодрым и нести свет знаний. И как, скажите, нормальный человек всё это должен успеть? Такая учебная нагрузка не может не отразиться на здоровье и чаще всего ведёт к профессиональному выгоранию, что сказывается на качестве образования.
Проблема лежит на поверхности. Взять хотя бы недавно построенную Грановскую школу. По проекту она рассчитана на 725 учеников, а посещают её более 2600 учащихся. Такая нагрузка на образовательное учреждение связана с тем, что рядом находится много поселений, для которых эта школа является самой доступной. И это не единственная школа, работающая в таких условиях.
Как это изменить? Одномоментно в районе – невозможно. Миграция даёт приток жителей и детей. Администрация района и мэр Леонид Фролов активно работаю с правительством и Законодательным собранием региона, чтобы решить проблему нехватки школ и детских садов.
Профсоюзная организация в этих условиях старается помочь выжить. С 2009 года действует программа «Оздоровление». За пять лет ею воспользовались 226 членов профсоюза.
Вечная история
— Нельзя обойти и проблему нехватки кадров. Существует мнение, что выпускник педвуза или педколледжа, отучившийся на бюджете, должен обязательно отработать в школе. Вы согласны?
— В Советском Союзе такая практика существовала. Отучился бесплатно – идёшь работать по диплому. Сейчас такое невозможно хотя бы потому, что бюджетных мест очень мало, а принудительно загонять коммерческих выпускников в школы никто не имеет права. Конечно, существует ещё и целевое обучение. Наш район один из первых стал отрабатывать этот вопрос. В сентябре 2024 года первые молодые специалисты-целевики пришли работать в Иркутский район.
А школам района требуется более 300 педагогов. Проблема нехватки кадров – общероссийская.
К сожалению, согласно социологическим опросам, профессия учителя не относится к престижным. Я с этим не согласна. Когда такой вопрос возникает, всегда рассказываю о преимуществах педагогического труда.
— А заработная плата играет роль? До сих пор до конца непонятно, сколько зарабатывает современный учитель.
— Заработная плата вопрос немаловажный для каждого человека. В начале профессионального пути у молодого специалиста есть только основной оклад, небольшие компенсационные выплаты и надбавка в размере одного районного коэффициента — 30%. Если молодому специалисту дать учебную нагрузку в пределах нормы – 18 часов, заработная плата будет на уровне МРОТ. Всё остальное он может заработать только, взяв на себя дополнительную, часто двойную нагрузку. Почти 40 часов работы — это прост на износ, согласитесь? Где здесь время на учёбу и отдых? И снова мы вернулись к проблеме нагрузки. В Иркутской области и в нашем районе введены меры поддержки молодых специалистов. В частности, речь идёт о компенсационной выплате. Ранее она была 20%, в 2022 году её подняли до 30%. Ежегодно с 2021 года идёт индексация окладов педагогических работников. В текущем году администрация Иркутского района приняла постановление о повышении окладов педагогических работников ещё на 10%.
Родиться педагогом
— Наверное, кроме защиты прав и интересов учителей, есть и другие дела, на которые профсоюз работников образования генерирует и поддерживает?
— У нас много мероприятий, которые мы проводим совместно с районным управлением образования с целью поддержки учителей, закрепления молодёжи в образовательных организациях, развития творчества. Профсоюз поддерживает конкурсы профессионального мастерства, совет молодых педагогов, организует и финансирует такие районные мероприятия, как фестиваль самодеятельного художественного творчества, спартакиады работников образования. Мы участвуем в различного рода областных мероприятиях.
Самым ярким событием этого года считаю туристский слёт работников образования Иркутской области, в котором команда Иркутского района впервые победила. Это не просто спортивно-культурное мероприятие, а обмен опытом учителей со всего Приангарья. Мне было так приятно общаться с нашими участниками: все они молодые, но уже влюблённые в свою профессию педагоги, с огромным желанием вырастить новое образованное поколение. Я точно знаю, что они педагоги от Бога и у них всё получится.
Педагогом нужно родиться. Ведь далеко не каждый обладает добротой, терпением, талантом находить общий язык с ребятишками и вести их вместе с родителями по пути к взрослой жизни. Я знаю таких учителей и, надеюсь, что в будущем их станет только больше. Наш профсоюз рядом.
Олеся КОВАЛЁВА