Физкульт-привет!

Учитель физкультуры Николай Фурман отметил 60-летний юбилей и рассказал о тонкостях профессии

Ослепительный блеск встречает учеников и гостей при входе в холл Оёкской школы. На полках стеклянных витрин красуются, без преувеличения, сотни золотом и серебром сверкающих кубков. Всё это награды за победы учеников на соревнованиях районного, областного и даже федерального уровней. 

Ребята – молодцы! Но у каждой команды, безусловно, есть, как говорится, своя голова – тренер. Под руководством учителя физкультуры Николая Фурмана оёкские юниоры уже больше четверти века являются одними из лучших в районе. Недавно юные спортсмены вернулись с ещё одной победой — третьим местом на Зимних юниорских сельских играх.

С чего начинается физкультура?

— Николай Николаевич, вы настоящий алмаз в спортивной и педагогической сферах. Наверное, у вас в роду есть выдающиеся спортсмены или педагоги?

— Вовсе нет! Я единственный в семье, кто связал свою профессию со спортом. Мы жили в небольшой деревне и, как большинство её жителей, мои родители были простыми работягами. Отец трудился трактористом, мама стрелочницей на железной дороге. Из шести детей только младшая сестра, как и я, ушла в педагогику, став учителем биологии.

Моё детство прошло на улице, в компании друзей без телефонов и интернета. Баскетбол, футбол, лапта, чиж — наши любимые игры.

— Что вас подтолкнуло стать именно учителем физкультуры?

— Мой учитель физкультуры — Валерий Михайлович Бурцев. Когда он появился в школе, мы начали участвовать в районных и областных соревнованиях. Нас никто не гнал, сами бежали на тренировки. Первые победы и награды окрылили меня, замотивировали и дальше совершенствоваться в этом направлении.

Валерий Михайлович не танцевал с бубном, чтобы завлечь нас в спортивный зал. В основе его метода лежала дисциплина. Уже будучи сам учителем, я задавал детям вопрос: «С чего начинается урок физкультуры: с разминки или пробежки?» С дисциплины! Когда тренер поддерживает в коллективе порядок и настрой, ученики заинтересованы не только в процессе, но и в достижении результата.

Это правило я взял и для себя лично. Помню, Валерий Михайлович говорил, если найдёшь своё место в жизни, будешь гореть огоньком. Так и вышло.

Правильная методика

— Где вы учились?

— После службы в армии я поступил в иркутский филиал российского университета спорта. Кто-то может подумать, что образование в нашей профессии не нужно. Как раз наоборот!

Учитель физкультуры обязан обладать методическими знаниями. Нельзя просто сказать: «Держите мяч и выигрывайте золото». Мяч нужно правильно взять, положить в кисть, запустить в кольцо. Каждое упражнение нужно досконально изучить: для чего оно, кому подходит и чем может навредить. Мы сдавали отдельные экзамены по технике игры, тактике и методике преподавания. Я был всем этим настолько увлечён, что сдал экзамены без особого труда.

С учениками на равных

— Вы закончили вуз, что было потом, когда родилась знаменитая «фурмановская» методика?

— До Оёка я успел потрудиться в Чунском районе, где мои ученики также занимали призовые места.  Потом перебрался в Усть-Кут. Но этот переезд выпал на непростые 90-е годы, тогда все соревнования прекратились из-за нехватки средств. Были небольшие местные события… Я потихоньку набирался опыта, учился работать с разными детьми.

А в 97-м году понял, что в любой работе нужно видеть перспективы и вообще хотелось жить поближе к цивилизации, где кипит спортивная жизнь. Так всей семьёй мы перебрались в Оёк. С выбором района и муниципалитета не прогадали. Уже через год наша команда стала призёром серьёзных соревнований.

Ну а если говорить про методику, всё лежит на поверхности. Нужно просто любить своё дело и выполнять его добросовестно. С таким настроем ты увлечешь всех вокруг. Я никогда не ставлю себя выше учеников, стараюсь общаться с ними на равных. Ко всем ребятам принципиально обращаюсь по имени. А если кто-то неправильно что-то сделал, подойду и объясню как надо. Отсюда и вырастает уважительное отношение друг к другу. Доверие – ключ к заинтересованности детей в предмете. Ведь часто предмет не любят потому, что не понимают его.

Я могу гордиться своими учениками. Например, Илья Канахович, является лучшим игроком Иркутской области по баскетболу. Скоро он будет выступать на соревнованиях Сибирского федерального округа в Новосибирске.

Прогулять физру

— Тем не менее физкультура один из тех предметов, который далеко не все любят… Есть прогульщики?

— Как и во всех школах: забыл форму, болит голова, за мои 40 лет в школе ничего не изменилось. Никогда никого не загоняю на урок. Просто нужно помнить, что физкультура – это такой же школьный предмет с оценками в журнале, а ещё несомненная польза для здоровья. Оно у нас в моде, ведь так?

Уроки у нас проходят стандартно. Начинаем с разминки и пробежки, затем обязательно делаем комплекс развивающих упражнений. Потом идёт основная часть с выполнением задач. Вот сегодня, к примеру, отрабатываем передачу мяча в баскетболе.

В завершении урока — подвижные игры. Не хочешь играть в волейбол, набивай руку в настольном теннисе.

Есть у нас в школе парень — Андрей Борисов. Наотрез отказывался ходить на физкультуру, а оказалось, что у него пропадал огромный спортивный талант. Сейчас сам не нарадуется тому, что нашел для себя любимое занятие.

— Я знаю, что некоторые ваши ученики тоже работают в школе? Этим можно гордиться.

— Безусловно. Уже и не сосчитаю, скольких своих учеников я могу называть коллегами. Сейчас со мной в оёкской школе работают два преподавателя физкультуры — Денис Езипов и Виктор Колесников, чемпионы района и области. Когда-то я их учил, а теперь, и они наставляют своих учеников. Много ребят, которые планируют идти учиться на физкультурный факультет. Директор уже говорит, что свободных вакансий учителей физкультуры в оёкской школе нет, а они своё, но это уже детали. Главное — найти своё дело.

Людмила АНИКИНА