Что не так с пассажирскими перевозками?

Проблему транспортной доступности муниципалитетов обсудили на круглом столе в Думе района

Доступность общественного транспорта на территории му­ниципалитетов района уже не первый год является одной из ключевых тем на встречах само­го разного уровня. На прошлой неделе она была поднята на кру­глом столе в районной Думе.

В мероприятии приняли участие заместитель пред­седателя областного парла­мента Наталья Дикусарова, первый заместитель мэра Ир­кутского района Игорь Жук, заместитель мэра по жизнеобеспечению Юрий Витер. Участниками круглого стола также стали представители регионального Министерства транспорта, главы муниципа­литетов, депутаты областно­го парламента, районной и местных дум, перевозчики. Модератором обсуждения выступил председатель Думы Иркутского района Алексей Панько.

— Наша главная задача – обсудить проблемы, которые не дают нормально осущест­влять пассажирские перевоз­ки. Я рада, что на встрече присутствуют перевозчики. Все вместе мы выработаем грамотные решения пробле­мы, — обратилась к участникам круглого стола Наталья Дикуса­рова.

Её поддержал Игорь Жук. Он отметил, что в этом году Иркутский район будет преоб­разован в округ, поэтому важно создать единый механизм, обе­спечивающий транспортную доступность населённых пун­ктов.

Маршрут построен

Сейчас транспортная до­ступность жителей района обеспечивается 77 межму­ниципальными и садоводче­скими маршрутами, которые закрывают 90 % населенных пунктов Иркутского района и работают в рамках договора с региональным Минтрансом.

— Неохваченными оста­ются Гороховское МО, куда перевозчик отказался ездить из-за нерентабельности марш­рута, посёлок Большие Коты Листвянского МО, деревня Ан­гара и посёлок Хайрюзов­ка Уриковского МО из-за их трудной доступности, — обрисовал проблему Юрий Витер.

К сло­ву сказать, в связи с предстоя­щим преоб­разованием в рамках полномо­чий администраци­ей Иркутского района разработана дорожная карта пассажирских перевозок по 10 направлениям. Она охватыва­ет большинство муниципали­тетов. В апреле планируется объявить конкурс на обслуживание маршрута «д. Мак­симовщина – Оёк – Хомутово – Грановщина». Пассажирские регулярные перевозки пред­полагается осуществлять по нерегулируемым тарифам.

Сотрудничество с частниками

Шла речь и об организации внутримуниципальных пасса­жирских перевозок. Единствен­ная территория Иркутского района, где они есть, – Хому­товское МО. Речь идёт о марш­рутах «мкр-н Западный – Куда – Хомутово» протяжённостью 36 км и «Хомутово – Позднякова – мкр-н Западный» протяжен­ностью 33 км. Они выполняют задачу по доставке жителей по­селения в центральную часть муниципалитета, где находятся важные социальные объекты: поликлиника, школа, дом культуры, спортивные объекты. Но рейсов, как и направле­ний внутри муниципали­тета, не хватает.

— Нам хотелось бы увеличить количе­ство маршрутов и направле­ний, но такие перевозки крайне нерентабельны, — рассказал Алексей Викторович Иваненко.

Отвечая на вопрос участ­ников круглого стола о мето­дах решения проблемы, глава Хомутовского МО предложил сотрудничество с частными перевозчиками, которые возят людей по пути на работу и об­ратно, и распространяют свои услуги через различные мессен­джеры и поселковые паблики.

Присутствующий на кру­глом столе генеральный ди­ректор одной из компаний-пе­ревозчиков Ростислав Белых подтвердил, что его организа­ция предоставляет частникам транспорт.

— Но это просто перевоз­ка, в которой не задейство­ваны диспетчеры, механики, медики и отсутствуют другие важные составляющие про­цесса, — объяснил он. — Из-за неофициального статуса есть риск закрытия этой инициа­тивы. А ведь работа осущест­вляется по просьбе людей.

Алексей Иваненко согла­сен, что не стоит закрывать этот контакт связи. Выходом в сложившейся ситуации может стать сотрудничество с пере­возчиками и выделение допол­нительных субсидий на разви­тие этого механизма.

Пешком до остановки

Проблему отсутствия пас­сажирских перевозок из му­ниципалитетов до Иркутска обозначили главы отдалённых территорий. В частности, из Го­роховского МО, о котором уже шла речь. По словам главы му­ниципалитета Максима Пахалу­ева, из-за отдалённости террито­рии жителям порой приходится добираться до центра на такси. Сумма такой поездки составля­ет около 3 тысяч рублей.

— Жители д. Верхний Кет и п. Бухун не могут выехать в Иркутск уже 4 года. Прошлый перевозчик отказался рабо­тать на этой территории по нескольким причинам, — расска­зал Максим Пахалуев.

Одна из них – качество до­роги. Представитель филиала «Дорожной службы» Иркут­ской области обещал обратить внимание на проблему.

От недостаточности пасса­жирских перевозок страдают и близкие к Иркутску территории – Марковское и Мамонское МО. Здесь проблема связана с высо­кими темпами развития терри­торий, за которыми не поспева­ет транспортное обслуживание. Необходимы новые сообщения для жителей удалённых от ма­гистрали территорий.

— Мы смогли частично ре­шить проблему в микрорайоне Западный. Планируем запу­стить ещё несколько дополни­тельных маршрутов, пока об­суждаем это с перевозчиками, — поделился глава Мамонского МО Дмитрий Степанов.

Новый стандарт

Глава Марковского МО Та­тьяна Макаревич выступила с предложением по созданию му­ниципального транспортного предприятия Иркутского рай­она. Это поможет решить про­блему пассажирских перевозок комплексно, а для начала нужно провести всесторонний анализ территории.

Кроме того, на круглом столе прозвучали вопросы организации пассажирского транспортного сообщения из Смоленщины, обслуживанию граждан льготных категорий, возможности межмуниципаль­ный маршрут «Иркутск – Лист­вянка – Иркутск» сделать кру­глогодичным, несоответствии цен на билеты и качество услуг.

Перевозчики обратили вни­мание на ряд недочетов, кото­рые мешают плодотворной ра­боте всех участников процесса. Среди них отсутствие элемен­тарных удобств для водителя на пути следования по маршруту. В некоторых муниципалитетах есть сложности из-за отсут­ствия остановочных пунктов и их несоответствия ГОСТ.

Как сообщил начальник управления транспорта реги­онального Минтранса Денис Шуваев, разрабатываются реги­ональный комплексный план и региональный стандарт транс­портного обслуживания насе­ления для всего Приангарья.

— Мы провели анализ маршрутной сети Иркутской области и поняли, что он не оп­тимальный. Сейчас новый ре­гиональный комплекс со всеми упомянутыми стандартами находится в разработке. До­кументы будут готовы в июле этого года. Иркутский район, несомненно, будет задейство­ван, а все изменения согласо­ваны с муниципалитетами, — подытожил Денис Шуваев.

Олеся КОВАЛЁВА