Проблему транспортной доступности муниципалитетов обсудили на круглом столе в Думе района
Доступность общественного транспорта на территории муниципалитетов района уже не первый год является одной из ключевых тем на встречах самого разного уровня. На прошлой неделе она была поднята на круглом столе в районной Думе.
В мероприятии приняли участие заместитель председателя областного парламента Наталья Дикусарова, первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук, заместитель мэра по жизнеобеспечению Юрий Витер. Участниками круглого стола также стали представители регионального Министерства транспорта, главы муниципалитетов, депутаты областного парламента, районной и местных дум, перевозчики. Модератором обсуждения выступил председатель Думы Иркутского района Алексей Панько.


— Наша главная задача – обсудить проблемы, которые не дают нормально осуществлять пассажирские перевозки. Я рада, что на встрече присутствуют перевозчики. Все вместе мы выработаем грамотные решения проблемы, — обратилась к участникам круглого стола Наталья Дикусарова.
Её поддержал Игорь Жук. Он отметил, что в этом году Иркутский район будет преобразован в округ, поэтому важно создать единый механизм, обеспечивающий транспортную доступность населённых пунктов.
Маршрут построен
Сейчас транспортная доступность жителей района обеспечивается 77 межмуниципальными и садоводческими маршрутами, которые закрывают 90 % населенных пунктов Иркутского района и работают в рамках договора с региональным Минтрансом.
— Неохваченными остаются Гороховское МО, куда перевозчик отказался ездить из-за нерентабельности маршрута, посёлок Большие Коты Листвянского МО, деревня Ангара и посёлок Хайрюзовка Уриковского МО из-за их трудной доступности, — обрисовал проблему Юрий Витер.
К слову сказать, в связи с предстоящим преобразованием в рамках полномочий администрацией Иркутского района разработана дорожная карта пассажирских перевозок по 10 направлениям. Она охватывает большинство муниципалитетов. В апреле планируется объявить конкурс на обслуживание маршрута «д. Максимовщина – Оёк – Хомутово – Грановщина». Пассажирские регулярные перевозки предполагается осуществлять по нерегулируемым тарифам.
Сотрудничество с частниками
Шла речь и об организации внутримуниципальных пассажирских перевозок. Единственная территория Иркутского района, где они есть, – Хомутовское МО. Речь идёт о маршрутах «мкр-н Западный – Куда – Хомутово» протяжённостью 36 км и «Хомутово – Позднякова – мкр-н Западный» протяженностью 33 км. Они выполняют задачу по доставке жителей поселения в центральную часть муниципалитета, где находятся важные социальные объекты: поликлиника, школа, дом культуры, спортивные объекты. Но рейсов, как и направлений внутри муниципалитета, не хватает.
— Нам хотелось бы увеличить количество маршрутов и направлений, но такие перевозки крайне нерентабельны, — рассказал Алексей Викторович Иваненко.
Отвечая на вопрос участников круглого стола о методах решения проблемы, глава Хомутовского МО предложил сотрудничество с частными перевозчиками, которые возят людей по пути на работу и обратно, и распространяют свои услуги через различные мессенджеры и поселковые паблики.

Присутствующий на круглом столе генеральный директор одной из компаний-перевозчиков Ростислав Белых подтвердил, что его организация предоставляет частникам транспорт.
— Но это просто перевозка, в которой не задействованы диспетчеры, механики, медики и отсутствуют другие важные составляющие процесса, — объяснил он. — Из-за неофициального статуса есть риск закрытия этой инициативы. А ведь работа осуществляется по просьбе людей.
Алексей Иваненко согласен, что не стоит закрывать этот контакт связи. Выходом в сложившейся ситуации может стать сотрудничество с перевозчиками и выделение дополнительных субсидий на развитие этого механизма.
Пешком до остановки
Проблему отсутствия пассажирских перевозок из муниципалитетов до Иркутска обозначили главы отдалённых территорий. В частности, из Гороховского МО, о котором уже шла речь. По словам главы муниципалитета Максима Пахалуева, из-за отдалённости территории жителям порой приходится добираться до центра на такси. Сумма такой поездки составляет около 3 тысяч рублей.
— Жители д. Верхний Кет и п. Бухун не могут выехать в Иркутск уже 4 года. Прошлый перевозчик отказался работать на этой территории по нескольким причинам, — рассказал Максим Пахалуев.
Одна из них – качество дороги. Представитель филиала «Дорожной службы» Иркутской области обещал обратить внимание на проблему.
От недостаточности пассажирских перевозок страдают и близкие к Иркутску территории – Марковское и Мамонское МО. Здесь проблема связана с высокими темпами развития территорий, за которыми не поспевает транспортное обслуживание. Необходимы новые сообщения для жителей удалённых от магистрали территорий.
— Мы смогли частично решить проблему в микрорайоне Западный. Планируем запустить ещё несколько дополнительных маршрутов, пока обсуждаем это с перевозчиками, — поделился глава Мамонского МО Дмитрий Степанов.
Новый стандарт
Глава Марковского МО Татьяна Макаревич выступила с предложением по созданию муниципального транспортного предприятия Иркутского района. Это поможет решить проблему пассажирских перевозок комплексно, а для начала нужно провести всесторонний анализ территории.
Кроме того, на круглом столе прозвучали вопросы организации пассажирского транспортного сообщения из Смоленщины, обслуживанию граждан льготных категорий, возможности межмуниципальный маршрут «Иркутск – Листвянка – Иркутск» сделать круглогодичным, несоответствии цен на билеты и качество услуг.
Перевозчики обратили внимание на ряд недочетов, которые мешают плодотворной работе всех участников процесса. Среди них отсутствие элементарных удобств для водителя на пути следования по маршруту. В некоторых муниципалитетах есть сложности из-за отсутствия остановочных пунктов и их несоответствия ГОСТ.

Как сообщил начальник управления транспорта регионального Минтранса Денис Шуваев, разрабатываются региональный комплексный план и региональный стандарт транспортного обслуживания населения для всего Приангарья.
— Мы провели анализ маршрутной сети Иркутской области и поняли, что он не оптимальный. Сейчас новый региональный комплекс со всеми упомянутыми стандартами находится в разработке. Документы будут готовы в июле этого года. Иркутский район, несомненно, будет задействован, а все изменения согласованы с муниципалитетами, — подытожил Денис Шуваев.
Олеся КОВАЛЁВА
