Логопед спешит на помощь

Знания и трудолюбие принесли педагогу-логопеду из детского сада Берёзового Елене Капустиной победу в конкурсе профмастерства

Кровать, шиншилла, лаборатория, звезда… Эти слова никак не связаны между собой, и большинство из вас с лёгкостью проговорит их без ошибок, а вот для малышей это может стать настоящим испытанием. С проблемой выговаривания определённых звуков в детстве сталкиваются многие. Специалисты успокаивают: ничего страшного, для устранения таких дефектов существует профессия логопед.

Елена Капустина, жительница п. Маркова, уже 16 лет помогает малышам говорить правильно. В этом году она стала победительницей регионального этапа конкурса профессионального мастерства.

Как стать логопедом

В небольшом, но очень уютном кабинете логопеда детского сада мкр-на Берёзовый, где уже шесть лет работает Елена, есть всё для диагностики, коррекции и развития речевых навыков: игрушки, пособия, логопедические зеркала, обучающие мозаики, карточки, раскраски и даже спортинвентарь. У окна стоит большой интерактивный экран, который тоже очень помогает в процессе коррекционной работы.

— Здесь интересно, поэтому дети с удовольствием ко мне приходят. Когда-то в детстве я тоже ходила к логопеду, так как «высвистывала» все шипящие звуки, — смеётся Елена. — Конечно, тех занятий я уже не помню, а жаль, ведь всегда интересно проследить эволюцию какой-то профессии.

В детстве Лена хотела стать доктором. Она успешно реализовала свою мечту, отучившись на фельдшера, вышла замуж и родила двоих детей. Первый из них, сын Никита, и изменил карьерный путь мамы.

Из-за нарушения звукопроизношения и аграмматизма (неспособность воспринимать и выстраивать фразы и предложения. – Прим. ред.) мальчик стал посещать логопеда. Специалист посоветовал молодой маме дополнительные занятия с ребёнком дома: чтение книг, совместное описание картинок, разговоры… Процесс так затянул нашу героиню, что она решила пойти учиться на логопеда!

— Очень хотелось помочь сыну, и я поступила на заочное отделение в институт, — вспоминает Елена Капустина. — Некоторые родители считают, что достаточно отдать ребёнка специалисту, и он проблему решит, но это так не работает. Если есть какие-то дефекты речи, трудиться должны все вместе.

К слову сказать, Никита закончил школу с золотой медалью и уже студент. «Р» и «Л» у него идеальные!

Дай пять!

Первым местом работы Елены в качестве логопеда много лет назад тоже был детский сад.

— Теория сильно отличалась от практики. Одно дело – знать существующие методики и упражнения по коррекции речи, и совсем другое – применять их на практике, — говорит Елена.

Причины речевых нарушений у детей разные. Это может быть как генетическая предрасположенность или врождённая патология, так и различные социально-психологические травмы.

— Проблема с речью может быть лишь внешним симптомом чего-то более серьёзного. В таких случаях я рекомендую родителям обратиться к неврологу, психологу, кардиологу и другим врачам, — рассказывает Елена Владиславовна. — Например, у меня есть мальчик с заиканием. Это наследственная проблема (его папа тоже когда-то заикался) и она требует неврологической помощи. Как медик я понимаю это.

В детском саду мкр-не Берёзовый для занятий с логопедом созданы все необходимые условия, Еленой разработаны специальные образовательные программы, которые адаптированы под детей с разным уровнем речевых нарушений. Среди 16 маленьких подопечных есть дети «с особенностями». Несмотря на трудности, они делают успехи наравне с другими ребятами.

Выстраивание доверительных отношений между педагогом и ребёнком – важная часть обучения. Малыш будет охотнее говорить со взрослым, если чувствует себя комфортно.

— Наше занятие начинается с выбора приветствия. Вот, на шкафчике висят ладошки с надписями «дай пять», «объятие» и другие, — показывает логопед. — А то вдруг малыш встал не с той ноги, настроение плохое… В таких случаях иногда вообще тактильности не хочется, и это важно учитывать. У меня есть карточки под названием «Настроение». Малыш приходит, выбирает человечка с эмоцией, которая в этот момент ему ближе, и я сразу понимаю его настрой на сегодня.

Лаборатория речи

Хорошие отношения с малышами помогают им приходить на занятия в хорошем настроении. Вопреки сложившемуся мнению, у детсадовцев очень плотный график занятий: физкультура, музыкальный и танцевальный кружки, а кто-то ещё ходит к психологу… А так хочется просто поиграть. К счастью, в арсенале логопеда есть весьма интересные занятия. Не всегда они простые, но никто и не говорил, что будет легко.

— Сложнее всего детям осваивать артикуляционную гимнастику. Это комплекс упражнений для развития моторики артикуляционных органов: губ, языка и мягкого нёба, — объясняет педагог. — На первых этапах детям трудно запомнить все движения и повторить их. Та же «лошадка» получается не с первого раза, так что прогуливать занятия без повода нельзя.

В программу также включены задания по фонетике. Дети разбирают слова на буквы и звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Вместе с Еленой Владиславовной малыши собирают буквы из частичек бумаги, разгадывают загадки.

Кстати, у логопеда также проходят упражнения по развитию моторики и жестикуляции. Обязательная часть урока – физминутка.

— Мы с детьми постоянно участвуем в конкурсах, тестах и конференциях, где они доказывают, что очень внимательно слушали меня на занятиях, — говорит логопед.

Портфолио Елены наполнено десятками грамот за успешную реализацию коррекционно-образовательного процесса, внедрение инновационных технологий… И вот ещё одна, можно сказать, выдающаяся награда – победа в региональном этапе конкурса профессионального мастерства.

— Я очень рада, что выиграла в конкурсе и стала логопедом года, но больше всего меня радуют победы моих малышей. Они приходят в школу с хорошей, правильной речью, которую порой даже маститым педагогам приятно послушать, — говорит Елена.

Олеся КОВАЛЁВА