Не дай себя обмануть!

Актуальные вопросы в сфере защиты прав потребителей

Практически каждый день мы бываем в магазинах либо пользуемся различными услугами, и, наверное, не будет преувеличением сказать, что качество товаров и услуг определяет и качество жизни человека. Чтобы его можно было назвать высоким, нужно соответствие продуктов стандартам производства, а порядок их оборота и отпуска – законодательству. Отдел потребительского рынка администрации Иркутского района подготовил материал, в котором рассматриваются наиболее актуальные вопросы в сфере защиты прав потребителей. Читайте внимательно и знайте свои права.

— Обязан ли магазин предоставлять гражданам записи с камер видеонаблюдения?

— Часто потребители в случае нарушения их прав со стороны продавца (исполнителя услуг) считают, что если в магазине ведется видеонаблюдение, то они вправе получить запись с камер, и ее предоставят по первому требованию.

Конечно, это не так! Покупатель не наделен правом требовать запись с камер видеонаблюдения, а продавец не обязан такие сведения предоставлять, так как на видеозаписи присутствуют другие люди, которые не давали своего согласия на распространение данных. Соответственно, отснятый видеоматериал нельзя публиковать и использовать иным образом без согласия человека. В противном случае это нарушение ФЗ «О персональных данных». Истребовать записи с видеокамер организаций и учреждений вправе только сотрудники правоохранительных органов, если подобные данные необходимы им для расследования административных или уголовных дел.

Помните! Несмотря на широкое распространение видеокамер, ситуаций, в которых торговая организация предоставляет в качестве доказательств видеозапись с собственных камер, крайне мало. Следовательно, надеяться на подобного рода доказательства не стоит.

— Можно ли покупателю фотографировать в магазине?

— В соответствии с Постановлением Правительства №2463 на торговых объектах не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путем фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Так, действующее законодательство не запрещает потребителям свободно фотографировать в магазине и фиксировать нарушения, с которыми покупатели столкнулись в торговой точке.

man holding the smart phone, using the Augmented Reality buy some food in the supermarket

Стоит помнить, что существуют исключения. Если в магазине установлен запрет на доступ потребителей в какие-либо специальные помещения, например, отведенные для хранения пищевых продуктов, то производить фотосъемку в местах, не предназначенных для свободного доступа потребителей, нельзя.

Помните! Не все видеозаписи можно использовать в качестве доказательств, в том числе в суде. Доказательство должно соответствовать закону, а также быть относимым, допустимым и достоверным.

Для того чтобы у суда не возникло сомнений в достоверности видео, необходимо указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялась запись.

— Имеет ли право продавец потребовать паспорт при возврате денежных средств за товар?

— В случае возврата уплаченной за товар денежной суммы продавец вправе потребовать у покупателя паспорт или иной документ, удостоверяющий личность потребителя. Данное требование обусловлено тем, что согласно указанию Банка России кассир должен удостовериться в том, что выдача наличных денег осуществляется лицу, указанному в платежном документе.

Помните! Продавец не имеет право снимать копию вашего паспорта. Предъявление документа необходимо исключительно для идентификации личности потребителя.

— Должен ли продавец выдавать потребителю товарный чек?

— В случае если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату товара, не содержит индивидуализирующие признаки товара (например, наименование, артикул, модель), продавец обязан выдать потребителю по его требованию, помимо кассового, еще и товарный чек. Однако данное правило касается не всех товаров, а только нескольких групп:

– технически сложных товаров бытового назначения;

– животных и растений;

– строительных материалов и изделий;

– тканей, одежды, меховых товаров, обуви;

– мебели.

Помните! Продавец имеет право не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумаге в случае, когда покупатель выразил желание получить кассовый чек в электронной форме и одновременно с этим отказался от бумажной формы кассового чека.

— Продавец отказывает в предоставлении книги жалоб (отзывов) и предложений, правомерно ли это?

— С 1 января 2021 года для продавцов по договору розничной купли-продажи исключена обязанность иметь книгу отзывов и предложений и предоставлять ее по требованию покупателя, поэтому отказ продавца правомерен. Предоставлять потребителю книгу отзывов (жалоб) и предложений исполнитель обязан при оказании некоторых видов услуг: общественного питания, услуг по реализации туристского продукта, связи.

Напоминаем! По любым вопросам в сфере защиты прав потребителей, в том числе в части применения административного законодательства, вы можете обращаться в отдел потребительского рынка администрации по телефону 8 (3952)-718-032, torgovla@irkraion.ru или письменно: 664007, Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 119А, администрация Иркутского районного муниципального образования.

Фото: pulse.mail.ru, softline.ru, www.vseblaga.ru