Репортажник – это «человек-оркестр»!

Фотограф редакции газеты «Ангарские огни» стал участником выставки Иркутского фотографического общества

Ежегодная выставка ИФО – всегда значимое событие в культурной жизни города. Это своеобразный срез современной иркутской фотографии: от захватывающих пейзажей Байкала и репортажных снимков до концептуальных работ, заставляющих задуматься над глубокими философскими вопросами.

В этом году 17 авторов представили на выставке 22 работы. Участником вернисажа, проходившего в Городском выставочном центре им. В. С. Рогаля, стал и фотограф нашей редакции Александр Новиков.  К сожалению, выставка уже закончила работу, но нет ничего невозможного – фото нашего коллеги заслуживают импровизированного вернисажа на страницах газеты. О выставке и о том, как фотография стала призванием и делом всей жизни, Саша с удовольствием рассказал нам.

Стрелы Робин Гуда и первая фотокамера

— Александр, вы успешный талантливый фотограф. Расскажите, когда началось увлечение фотографией?

— С чего начинается увлечение у детей? Кто-то рассказал, что-то увидели на улице или в кино, прочитали в книге. У нас было настоящее поветрие: вышел в прокат фильм «Стрелы Робин Гуда», все мастерят луки и вырезают стрелы с жестяными наконечниками. После мушкетёров с их плащами и шпагами у пацанов была задача заполучить в руки самодельную шпагу и сражаться с гвардейцами кардинала.

Так и я попал в секцию стрельбы из лука и дострелялся до звания Мастер спорта СССР. А вот кино про фотографов я не смотрел, зато на один из дней рождения мне подарили первую камеру – это была «Смена-2М». И с этого момента началась моя эпопея изучения непростого дела.

Сейчас все просто: достал смартфон, навел камеру, щёлкнул, и фоточка готова. Раньше, чтобы сделать фотографию, нужно было купить плёнку и зарядить её в камеру, используя рукав пальто для защиты от света. На одной катушке было всего 36 кадров. Затем следовали сложные процессы проявления и печати, использование фотоувеличителя, реактивов, специального оборудования. И результат был виден только в финале! Этот трудоемкий процесс требовал серьезного подхода и ответственности, что формировало особое отношение к фотографии. Так началось и моё увлечение, которое впоследствии переросло в профессию.

— А что было дальше?

— Появились новые интересы и увлечения. В перестройку, когда всю страну лихорадило, было много разнообразных занятий: и торговля книгами, одеждой, и работа тренером… А потом я случайно встретил будущего декана факультета журналистики Байкальского госуниверситета Михаила Парфирьевича Рачкова, который спросил, не хочу ли я попробовать себя в новой роли – стать журналистом? Мне это показалось интересным. Учеба началась весьма захватывающе! Практика в телецентре, съемка учебных программ, выпуск вузовской многотиражной газеты. Вот тут и вспомнилось детское увлечение фотографией. Я стал снимать для нашей газеты, для других изданий, как местных, так и московских.

Фотография и смартфоны

— Когда вы поняли, что репортажная фотография – это именно то, чем вы хотите заниматься? 

— Именно в то время и пришло понимание, что язык фотографии, именно репортажной, – это то, что может раскрывать событие с одного или нескольких кадров. Мне это понравилось, и я сделал выбор – специализация на репортажной фотосъёмке. Как показало время, я не ошибся. Это действительно призвание и любовь всей жизни. В репортажной съёмке есть всё: и портреты, и натюрморты, и уличная фотография, и макросъемка. Ты иногда сам удивляешься, куда отправит любимая редакция. Репортажник – это универсал, он должен уметь всё! Человек-оркестр! Это и есть, наверное, главный плюс по сравнению с отдельными жанрами.    

— А были в вашей жизни экстремальные фотосъёмки или необычные, удивительные?

— Самые экстремальные – это съёмки в условиях противодействия охраны торговых центров, рынков и прочих заправок с магазинами. Они не знают закона о СМИ, руководствуются внутренними распоряжениями и указами начальства и часто не дают спокойно работать. У нас тут, к счастью, нет горячей точки, зоны ЧП, природной или техногенной катастрофы, поэтому все спокойно, без особого экстрима. Но есть и трагические страницы в работе журналистов страны. Их вспоминаем 15 декабря в День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей. Такой вот экстрим…

— Расскажите о наградах, которые было по-настоящему приятно получать, о фотопроектах, которыми вы больше всего гордитесь?

— Лучшая награда для меня – реакция людей на фото. Их «спасибо» в комментариях в соцсетях. Отдельных проектов было не так много, но среди них есть действительно вызывающие гордость за всех участников, за моих коллег. Например, недавно депутаты областного парламента провели аукцион, где были проданы работы известных иркутских фотографов, а на эти средства оборудована сенсорная комната в Иркутской областной детской больнице. В этом пространстве дети не просто играют – здесь находятся средства реабилитации для маленьких пациентов. Чувствовать себя причастным к такому доброму делу – это, наверное, лучшее, что было в моей жизни за последние годы.

Алёна БАЙБОРОДИНА

Продолжение читайте в следующем номере газеты