Защитники водных границ России

Бывшие моряки-подводники, проживающие в Иркутском районе, рассказали о первых испытаниях и самых ответственных событиях на службе во флоте.

Возвращение подводника

Многие только что призванные юноши, желающие служить в Военно-Морском Флоте, сначала поступают в учебный отряд подводного плавания. В 1968 году в возрасте 18 лет туда попал и житель Оёка Сергей Чупров. После шести месяцев обучения он получил диплом о прохождении легководолазной подготовки и стал матросом. Молодой человек пожелал служить в Петропавловске-Камчатском и вошёл в состав экипажа воинской части № 95177 подводной лодки К-136, которая в то время базировалась во Владивостоке в бухте Золотой Рог.

Сергей Чупров

— На корабле я как новобранец прошёл обряд посвящения в матросы. Для нас на глубине 220 метров с помощью крана глубиномера водой наполнили кружки. Нужно было сделать всего три глотка, я выпил всё до дна. Помню солёный и горьковатый вкус морской воды. А когда всплывали, была килевая качка: лодку швыряло из стороны в сторону. Это было моё первое испытание на службе, — вспомнил Сергей Чупров.

Экипаж судна состоял из более 100 человек, 20 из них — офицеры. Задачей команды сначала был средний и капитальный ремонт механизмов после автономных походов, а затем — и испытания подводной лодки: погружение на большую глубину, переход на движение в режиме РДП — работы дизелей под водой. Сергей был на корабле мотористом, одним из немногих, кто отвечал за функционирование двигателя огромной машины. Юноша мог за несколько секунд с закрытыми глазами запросить в центральном отделе разрешение на прогрев корабля, спуститься в трюм, подготовить к работе масляную систему, запустить дизельные устройства, предварительно предупредив об этом людей на корме. Умение каждого из моряков быстро и слаженно выполнять возложенные на них обязанности проверил реальный случай, произошедший в 1971 году в Японском море. Тогда судьба всего экипажа зависела от действий каждого из его членов.

— Наша подводная лодка содрогнулась от мощного удара в носовой части отсека. Корпус судна трещал, будто от выстрелов из пулемёта. Это было нападение вражеской подводной лодки. Мы пытались избежать повреждений, изменив глубину, но щелчки не прекратились даже после погружения на запредельную глубину — около 450 метров. Чтобы нас не отследили, мы не выходили на связь с берегом. Командир принял решение перейти на глубину, при которой возможно использование перископа (оптического прибора для наблюдений. — Прим. ред.). Я получил приказ запустить дизели под РДП и с задачей справился. Акустик, услышав чужую речь, отчитывался: «Они над нами». За счёт изменения курса движения судна нам удалось скрыться, — рассказал Сергей Чупров.

В 1971 году Сергей Александрович вернулся к семье. События времён службы так сильно повлияли на него, что и спустя 50 лет он вспоминает имена людей, с которыми ремонтировал двигатель, играл в футбол на палубе и просто дружил; под чьим командованием служил и на кого равнялся. Все эти яркие воспоминания описаны им в книге «Возвращение подводника», которая ожидает своего выхода в свет.

Вслед за мечтой

Георгий Пицын, семидесятилетний житель деревни Грановщина, мечтал быть капитаном корабля ещё в детстве. В 1968 году он был призван на воинскую службу и направлен во Владивосток в учебный отряд подводного плавания, где приобрёл военную специальность гидроакустика. Первым опытом службы для Георгия стал гидрографический поход в Индийском океане, который он вместе с экипажем и учёными совершил на дизельной подводной лодке. Георгий попросился служить мотористом, чтобы заменить человека, получившего травму. Когда корабль перешёл линию экватора, жара в электромоторном и дизельном отсеках достигла отметки 72 градуса (для сравнения: в месте нахождения гидроакустиков было плюс 45). По словам Георгия, мотористы спасались только тем, что обматывались простынёй, промоченной забортной водой.

Георгий Пицын

Во время своего первого плавания Георгий оказался в опасной ситуации: на лодке произошла авария, из-за которой судно стало терять глубину и опускаться вниз.

— Мы шутили, что, когда лодка погрузится на критическую для Б-66 глубину в 150 метров, начнём петь «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Всё это время команда боролась за жизнь — делала всё необходимое для того, чтобы корабль начал всплывать. В какой-то момент лодка остановилась и начала медленно подниматься на поверхность, — описал один из самых переломных моментов своей жизни Георгий Пицын.

Стремясь к мечте — стать командиром, — Георгий обращался за знаниями в специализированные учебные заведения. Он учился во Владивостоке — пять лет в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени Степана Макарова на минно-торпедном факультете; в Ленинграде — десять месяцев на высших офицерских классах Военно-Морского Флота и два года в Военно-морской академии имени Адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова на командном факультете. Отличившись на службе и показав себя прирождённым руководителем, Георгий Пицын прошёл путь от моториста до старшего помощника капитана корабля, а в 1987 году стал командиром. На атомном подводном крейсере его экипаж охранял границы в районе Камчатки.

— В 1992 году, во время службы на атомном подводном ракетном крейсере К-477, нам посчастливилось выполнить ракетно-встречный удар. Операция была интересна тем, что условный противник должен был застать нас врасплох. И когда поступили сигналы боевого управления на разблокировку и применение баллистических ракет, поставленную задачу мы выполнили с честью. Точность попадания снаряда: 20 метров перелёт и 18 метров отклонение вправо. В то время это был самый меткий ракетный удар за всю историю Военно-Морского Флота, — отметил Георгий Пицын.

Вспоминая о тех временах, Георгий Иосифович не мог не рассказать о важном для его экипажа событии — спасении жизни человека.

— В том районе, где состав готовился к боевой службе, мы получили радиотелеграмму с назначением района поиска упавшего в океан военного самолёта ТУ-16. С прибытием на место крушения экипаж начал операцию по поиску лётчиков. Около восьми утра рулевой сигнальщик на фоне ледового покрова обнаружил оранжевые надувные спасательные плоты, сразу же был объявлен сигнал «Человек за бортом». Я увидел в бинокль на одном из плотов поднятый полог и понял: секунды решают всё. На полном ходу я подвел корабль вплотную к потерпевшему, что было нелегко сделать из-за большого размера судна (134 метра) и его невысокой управляемости. Единственным выжившим оказался командир корабля майор Константин Ефремов, — рассказал Георгий Иосифович.

Сейчас капитан первого ранга в отставке Георгий Пицын является членом некоммерческой организации Фонда «Содействия Истории Морской Славы земли Иркутской», его главная задача — поставить на бульваре Гагарина памятник «Морякам земли Иркутской — бывшим, настоящим и будущим». По мнению Георгия Пицына, нужно отдать дань уважения тем, кто служил в Военно-Морском флоте и внёс ощутимый вклад в обороноспособность России.

— Мало кто знает, что Иркутская область дала стране 28 адмиралов. Среди них бывший главком Военно-Морского Флота адмирал флота Э. Н. Громов, командующий силами Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ адмирал А. А. Налётов, командующий Тихоокеанским флотом адмирал В. Д. Фёдоров. Кроме того, среди уроженцев Иркутской области 19 моряков — Героев Советского Союза, в том числе дважды Герой Советского Союза морской лётчик генерал-майор Н. В. Челноков, — подчеркнул Георгий Иосифович историческую важность региона в развитии флота России.

Редакция газеты «Ангарские огни» благодарит моряков-подводников за их службу и поздравляет с профессиональным праздником, который защитники водных границ России отмечают 19 марта.

Анастасия Овчаренко