Пароль к успеху

Преподаватель хомутовской школы стал обладателем Всероссийской премии Яндекс Учебника для педагогов

Знакомьтесь, это учитель информатики Хомутовской СОШ №2 Андрей Николаевич Гилев. Премия Яндекс Учебника — главный конкурс программы «Кадровый резерв», инициатива Яндекса по поддержке профессионального роста преподавателей информатики и по внедрению современных педагогических практик для повышения качества образования в сфере ИТ. Победитель прошёл обучающую программу в главном офисе Яндекса и представил свой регион на II Всероссийской конференции Яндекс Учебника, посвящённой 40-летию информатики как предмета в школах.

«Почему классно быть учителем информатики?» – так звучала тема финального видеопроекта Андрея Гилева.

Метаморфозы точных наук

Как бы вы ответили на этот вопрос? Для многих людей более интересным представляется быть учителем русского языка и литературы или истории, а точные науки вызывают у них напряжение. Однако Андрею эти чувства не знакомы. Его любимой книгой в школьные годы была «Детская математическая смекалка», которую он бережно хранил и постоянно решал из неё задачи. Родители и учителя поддерживали любовь ребёнка к точным наукам.

— Помню один забавный случай. Я и мой одноклассник Иван сидели на уроке математики и в какой-то момент мы решили проверить, хватает ли нам двоим парты, — вспоминает Андрей. — Взяли линейку и начали измерять стол. Конечно, этот эксперимент заметила учительница. Нас рассадили, а желание измерять и точно знать какие-то величины не пропало. Зная математику и другие точные науки, можно выбрать любую профессию: инженера, программиста, экономиста, работать в финансовой или логистической сферах…

 Несмотря на широкий выбор профессий, наш герой в итоге решил быть учителем.

— В каждой школе проводятся Дни самоуправления, когда ученики ведут уроки вместо педагогов. Я в один из таких дней тоже был преподавателем… у наших учителей. Отнёсся предельно серьёзно: готовился к уроку, старался доступно объяснить тему, старался найти общий язык с «учениками», хотя, признаюсь, было необычно командовать педагогическим составом, — рассказывает Андрей. — А когда всё закончилось, понял, что мне понравилось быть учителем. Этот день определил мою дальнейшую судьбу. Учителя, посмотрев на успехи своей временной замены, в один голос сказали: «Иди в педагогический и возвращайся к нам!».

Знакомство с коллегами и учениками

Так Андрей и сделал, поступив после школы в Иркутский педагогический университет на специальность «электротехника и электроэнергетика».

— Учился прилежно, старался, чтобы диплом выглядел достойно.  Знаете, есть такая студенческая поговорка: первые два года ты работаешь на зачётку, а потом она – на тебя. У меня всё сложилось, — смеётся Андрей.

На 5 курсе Андрею предложили работу в родной школе. Учитель физики заболела, и нужна была замена. «Кто-то очень способный, трудолюбивый, умеющий ладить с детьми и интересно вести уроки», — ломали голову педагоги, в итоге вспомнив про Андрея. Так бывшие учителя стали коллегами.

Сначала, конечно, необходимо было привыкнуть к новому статусу, но совместная работа постепенно сгладила существующую неловкость.

 — С учениками отношения выстраивались иначе. Сначала у нас шло взаимное «прощупывание». Через этот этап проходят все педагоги, тем более молодые специалисты вроде меня. И если со старшеклассниками мы быстро нашли общий язык, то с ребятами помладше было не так легко. Они менее дисциплинированы, и из-за этого приходилось тратить много времени, чтобы настроить их на урок, но… в итоге адаптация в новом статусе прошла на пять с плюсом, — вспоминает Андрей.

Вглубь информатики

Защитив диплом, молодой специалист вернулся в Хомутовскую школу №2, чтобы сначала работать учителем физики, а потом и информатики.

— Было забавно сравнивать современный компьютерный класс с тем, который был в мои школьные годы. Тогда в классе стоял один компьютер на всех учеников, а информатика в школе больше была теоретической, нежели практической, — вспоминает Андрей. — Практическую информатику я осваивал уже вне школы. Здорово, что сейчас у молодого поколения больше возможностей.

Есть такое утверждение, что современные дети рождаются с телефоном в руках, поэтому информатика для них уже не может быть сложным и важным предметом. Андрей убеждён, что это ошибочное мнение. Достаточно посмотреть, какие задания ребята выполняют на уроках. Например, ученики изучают работу текстовых и графических программ на компьютере. Кому-то это покажется очень простым, с чем даже самый далёкий от сферы IT человек справится без особых усилий. Но это иллюзия!

— Большая часть пользователей не знает и малой части инструментария. Та же история с интернетом. Люди используют его каждый день, но не смогут объяснить, как функционируют его отдельные элементы. И в этом суть любого школьного предмета: углубить знания учеников о том, с чем они ежедневно взаимодействуют, — рассуждает Андрей. — Некоторые ученики сначала удивляются, начав изучать информатику: они‐то думали, что будут весь урок играть на компьютере. Но постепенно ребята включаются в работу. И спустя несколько занятий, например, в старших классах, я вижу, как все радуются простенькому сайту, который они сами смогли создать. Единственное, что расстраивает учителя – количество часов, отведенных на освоение предмета. На информатику даётся всего 1 час в неделю. Этого, конечно, мало. Если бы было больше часов, то сколько бы интересных проектов ученики успели бы сделать.

Быть в развитии

Кроме работы Андрей старается находить время на собственные хобби и увлечения. Он уверен, что человек должен быть разносторонним и уметь отвлекаться от повседневной рутины. И если твои будни проходят за монитором, идеальный вариант для отдыха – спорт.

Уже много лет Андрей занимается спортивным ориентированием. Благодаря этому навыку наш герой стал членом команды муниципалитета, участвующей в ежегодном туристическом слёте педагогов.

— Жена и дети разделяют мои спортивные интересы. Вместе мы ездим на природу и ходим в походы, — рассказывает Андрей. — Такие вылазки помогают разгрузить мозг, стряхнуть с себя накопившуюся усталость. После очередной поездки возвращаюсь в школу бодрым и готовым к любым нагрузкам. Советую всем своим коллегам время от времени так перезагружаться.

Участие в педагогических конференциях и конкурсах Андрей тоже считает обязательным для всех педагогов.

— Для учителя важно постоянно быть в развитии, в творческом поиске. На таких мероприятиях можно послушать истории успеха педагогов, методы обучения и взаимодействия с учениками… Здесь всегда кладезь полезной информации. С 2024 года мои профессиональные потребности полностью закрывает Яндекс Учебник и программа «Кадровый резерв». Это и полезный инструмент для работы, и интересный, познавательный контент как для учеников, так и для меня. Когда растёт учитель, растут и его ученики, — говорит Андрей.

Олеся КОВАЛЁВА