Необычные урожаи маленьких агрономов из Урика
Как приучить детей к труду? Как увлечь их работой в саду и огороде? В Уриковской школе считают, что нужно вместе с детьми выращивать экзотические фрукты, придумывать интересные бизнес-проекты, участвовать в фестивалях и ярмарках. Мы приехали в школу посмотреть, как здесь развивается агробизнес-образование, и полюбовались удивительными растениями, которые школьники с учителями вырастили в этом году.
Территория возможностей
Уриковская школа является передовой в сфере агробизнес-образования Приангарья. В контексте развития этого направления был разработан проект «Умное село – территория возможностей». Его цель – помочь старшеклассникам сельской школы определиться с тем, чем они планируют заниматься в будущем. Важно, чтобы ребята захотели остаться в родном селе и своими силами менять его к лучшему, опираясь на знания и опыт, полученные в учебном учреждении.
Стоит отметить, что это направление появилось в 2015 году, когда учителя вместе со школьниками и родителями придумали модель сельской школы нового формата: «Школа-хозяйство», в которой учёба сочетается с трудовым обучением, причём очень тесно и эффективно.
— Сегодня ребята из младших классов уже изучают основы бизнес-планирования и сами выращивают различные лекарственные травы. Ученики постарше занимаются растениеводством ещё серьёзнее, выращивая цветы и осваивая основы ландшафтного дизайна. Наши школьники не просто заучивают теорию, а сразу применяют знания на практике, — рассказала директор школы Елена Голяковская.

В 2023 году для развития агробизнес-образования учреждению выделили 300 тысяч рублей в качестве субсидии на покупку оборудования и инструментов. Также она вошла в число четырёх школ России, которые получили теплицу благодаря победе во Всероссийском конкурсе гражданских инициатив в рамках проекта «Нужны селекционеры».
Школа юного селекционера
Селекционеров и просто любителей-агрономов в уриковской школе хоть отбавляй. Об этом говорят многочисленные проекты школьников и педагогов и, конечно, полученные результаты.
— На селе, по сути, каждый ученик вовлечён в ведение хозяйства. У одной школьницы жили в доме козы, и она придумала делать из их молока сыр. Мы с этим проектом участвовали в разных конкурсах и неоднократно побеждали. В прошлом году на участке был отличный урожай пряных трав, огурцов, капусты, и мы всё это отдали волонтёрам группы «СВОи», которые готовят сухие супы для наших солдат. А ещё у нас был проект «Грибы». Мы задались вопросом, можно ли выращивать их в подвале дома или в школе. Оказалось, можно! Изучив все тонкости процесса, вырастили вёшенки, — рассказала руководитель творческой группы агробизнес-образования Наталья Зуева.
Ещё один интересный проект творческой группы был связан с тюльпанами. Учителя и школьники решили вырастить цветы к 8 марта.


— Если спросить у прохожего, когда нужно посадить тюльпаны, чтобы они зацвели к празднику, он не ответит, а наши дети знают, что сажать нужно в октябре, — говорит Наталья Зуева.
Уриковская школа активно развивает такое инновационное направление, как гидропоника. Она подразумевает культивацию растений не в земле, а в питательных водных растворах, обогащённых минеральными веществами и витаминами. Для реализации этого направления школа приобрела специализированное оборудование.
Фантастическая планета
Теплица, где занимаются школьники, напоминает фантастическую планету: вот в зелени спрятался фрукт, напоминающий одновременно гитару и африканские барабаны, а вот растёт армянский огурец – длинный, как сабля. Эти удивительные садовые джунгли педагоги с ребятами вырастили нынешним летом впервые. Они стали не только украшением инновационного участка, но и объектом для исследований и экспериментов. Дети изучают особенности их выращивания, адаптируют к местным условиям.
— Мы живём в Сибири, у нас нет таких экзотических растений. Школьники видят их только в учебниках на уроках биологии, истории, географии, а хотелось бы их увидеть вживую, потрогать. И мы подумали, а почему бы нам не попробовать эту экзотику выращивать в теплицах, а затем показать детям! Эксперимент удался, — поделилась Наталья Зуева.



Количеству необыкновенных растений на небольшом школьном участке позавидует даже опытное хозяйство.
Вы знаете, например, что такое кивано? Это рогатая дыня, колючий оранжево-красный фрукт с зелёной мякотью, растущий в Центральной Америке, Новой Зеландии, Израиле. А что за «зверь» под названием «Лагенария обыкновенная. Птичий домик»? Это растение родом из Индии, дающее маленькие тыковки причудливой формы. Ещё Лагенарию называют горлянкой, вьетнамским кабачком, индийским огурцом.
— В будущем, когда вырасту, я хотела бы жить в своём доме, выращивать необычные фрукты и овощи, например, бамию (овощная культура – Прим. ред.). Мне интересно было бы её законсервировать, а ещё приготовить какое-нибудь экзотическое блюдо, сочетая с другими овощами, — поделилась школьница Екатерина Бойко.
Разноцветная соль
«Агро» и «образование» – это успешное сочетание теории и практики. А присутствие составляющей «бизнес» требует предприимчивости, новаторских подходов и нетрадиционных решений.
— Мы стараемся показать детям, как можно заниматься агробизнесом. После окончания школы они могут стать самозанятыми, открыть своё дело, — говорит Елена Голяковская.
К примеру, при выращивании пряных трав возникла идея делать из них ароматные пищевые соли. Вы когда-нибудь видели красную соль с ароматом малины? Возможно, жёлтую – с ароматом апельсина и лимона? Наверное, нет, а школьники уриковской школы сами делают эту особенную приправу. Для реализации проекта специально была приобретена сушильная печь.




Две семиклассницы в красивых поварских колпачках и фартуках специально для нас приготовили такую соль зелёного цвета. Рецепт очень прост. Нужно измельчить и перемешать в блендере соль, укроп, сельдерей и петрушку. Затем всю эту смесь выложить на противень сушильной печи, и через несколько минут ароматная приправа почти готова. Для мягкости высушенные брикеты ещё раз пропускают через блендер.
Ученики получают ценные навыки не только в области растениеводства, но и в маркетинге, продажах. Они учатся просчитывать себестоимость продукции, определять целевую аудиторию и даже разрабатывать рекламные кампании. Всё это формирует у них предпринимательское мышление и готовность после окончания школы к самостоятельной деятельности.
Алена БАЙБОРОДИНА
