Как хомутовский педагог Елена Рудых помогает детям с ОВЗ стать успешными
Первого октября исполнилось 128 лет Хомутовской средней школе № 1. История школы впечатляющая. До сих пор в селе сохранилось здание бывшей церковно-приходской школы, в которой сначала было всего два класса, где учились только мальчики. В 1964 году построили новую школу. В те годы упор делался на трудовое обучение. При школе существовал свой детский лагерь, где ребята трудились физически. Администрация школы, с вводом нового современного здания в 2021 году, постаралась сделать всё, чтобы сохранить традиции и какую-то свою особенность. И такой особенностью стало открытие классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Лучшая инклюзивная школа
Число таких ребят в селе увеличивается, так как растёт само число жителей Хомутово. Сюда приезжают на постоянное место жительства не только из областного центра, но и из других регионов. Заметно больше стало ребят-аутистов, детей с проблемами речи. И, к слову сказать, школа ждёт специалистов, способных работать с такими учениками. Есть вакансии. А недавно учебное учреждение стало победителем регионального этапа XII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа – 2025» и финалистом второго заочного этапа конкурса. Теперь образовательной организации предстоит побороться в третьем, очном этапе, который пройдёт 14–16 октября в Москве. И педагоги надеются на участие в нём.
Коренная жительница села Хомутово, выпускница педагогического университета 2003 года, закончившая в 2014 году магистратуру Иркутской Академии образования по специальности «Дефектология» Елена Рудых работает в школе третий год и уже показывает серьёзные результаты. До этого она более двадцати лет трудилась в коррекционных школах. Накануне Дня учителя мы пообщались с Еленой Александровной и побывали на её уроке.
Как найти изюминку
— Елена Александровна, поделитесь, почему вы выбрали такую непростую работу с особенными детьми?
— Знаете, эти ребята добрее, отзывчивее. Несмотря на то, что дети особенные и, кажется, будто они прячутся за какой-то стеной, тем не менее, когда к ним находишь подход, они тянутся к тебе, как к родному человеку. Встречи с ними – всегда эмоции. Бегут навстречу, обнимают, рассказывают свои истории, делятся тем, чем живут, что переживают. Подкупают их открытость, благодушие. Отличие работы с ними от работы со здоровыми детьми состоит в том, что эти ребятишки требуют большего внимания, к каждому нужен индивидуальный подход.
Например, если ребёнок с ОВЗ встанет с утра с плохим настроением, то его очень трудно включить в работу, никакие уговоры или даже угрозы вызвать родителей не подействуют. Здесь нужно найти какую-то изюминку, чтобы ребёнок включился в процесс. Нестандартные ситуации происходят практически каждый день. Главное в нашей работе – терпение, сдержанность, что бы ни случилось. Методики работы с такими детьми везде одинаковы: поиск подхода к ребёнку порой методом проб и ошибок, ведь у детей с ОВЗ тоже разные способности.
Полезные конкурсы
— Как вам работается в Хомутовской школе № 1?
— В школу я пришла по личным причинам. Стало проблематично добираться до Иркутска по пробкам. И, когда я узнала, что в наших Хомутовских школах есть коррекционные классы, очень обрадовалась. А когда Ольга Ильинична (О. И. Романова – директор школы) показала мне оборудование для занятий, я пришла в полный восторг. Для педагогов, реализующих адаптированные образовательные программы, муниципалитет проводит конкурсы методических разработок.
В прошлом учебном году я стала призёром такого конкурса, заняв второе место. Выступала на педагогических чтениях. Такие конкурсы очень полезны. Когда делишься своими наработками и перенимаешь опыт других, это очень помогает в работе. Узнаёшь об инновационных методах, средствах, формах работы. Один из таких подходов – игровые методики, так как дети с ОВЗ долго не взрослеют. На уроках мы используем дидактические игры, например, мы рисовали картину. Ребята очень любят интерактивные игры на обобщающих уроках. Тогда дети лучше раскрываются, начинают включаться в работу даже те, кто просто отсиживается на уроках. Но когда надо ребят взбодрить, то такая форма работы большое подспорье.
— За будничной работой, отчётами, уроками, репетициями, олимпиадами и концертами остаётся ли у вас время на досуг?
— Я очень люблю природу, в ней черпаю свои силы. Мы часто с семьёй выезжаем в лес, собираем грибы. Сейчас пристрастились к полётам на дельталёте. У нас здесь между Оёком и Турской есть поле, оттуда и совершаем полёты. Муж у меня рулит, а я в качестве пассажира.