Создавать скульптуры, как дышать

Сколько бы ни бывали мы с коллегами в различных сёлах и деревнях Иркутского района, всякий раз не перестаём удивляться талантам живущих здесь людей. Народные умельцы и рисуют, и вышивают бисером, и картины из шерсти валяют. А вот в селе Максимовщина живёт и трудится деревянных дел мастер Юрий Карпенко, или, как он сам себя называет, резчик по дереву.

Работает наш мастер над самыми необыкновенными образами. Из-под его резака выходят герои сказок и мифов, лесные обитатели и люди. Создаёт забавную парковую скульптуру и православные иконы.

Главный принцип Юрия Карпенко — не делать никаких злых идолов, страшных, оскаленных рож. Герои должны вызывать улыбку, пробуждать только светлые чувства у созерцающих. Немцы, которые однажды приезжали в деревню к скульптору, так и прозвали его — «мастер улыбки». И правда, посмотришь, все его герои улыбаются и, глядя на них, невольно поднимается настроение и мир вокруг становится добрее.

За романтикой

Родился наш мастер в селе Костюковка Амурской области. В Иркутск приехал, чтобы поступить в политехнический институт на геологоразведочный факультет.

Молодёжь в ту пору рвалась за романтикой: мечтала поехать на Север, Чукотку и в Магадан. Нас манили глухие места вдали от цивилизации, шум леса, дикие звери, потрясающей красоты восходы и закаты, — рассказал мастер.

Тогда, в экспедициях, он и начал мастерить свои первые деревянные фигурки.

Вечером, после дальнего похода, сядешь у костра, руки сами к дереву тянутся. Я и не заметил, как из небольшого деревянного бруска вдруг впервые получился очаровательный медвежонок, — вспоминает мастер.

Проработал Юрий Карпенко в экспедиции больше 20 лет. За высокие достижения в труде был удостоен множества профессиональных наград, включая звание «Отличник разведки недр», но… геологоразведочное предприятие закрылось, как и многие предприятия в те годы, и нужно было двигаться дальше.

Чувствовать тепло дерева

Юрий Карпенко начал обучать детей тонкостям резьбы по дереву, стал вести уроки декоративно-прикладного искусства в Иркутском художественном училище.

Как-то собрал детей из неблагополучных семей. И, по правде сказать, не ожидал, что их настолько затянет мир творчества. Никто ни разу не пропустил занятия. Из маленьких неумех выросли мастера, которые впоследствии вошли в Союз художников России, стали преподавателями в учебных заведениях, — с гордостью рассказал мастер. — Ведь творчество даёт возможность выразить, заново пережить какие-то эмоции. Оно успокаивает, освобождает от, может быть, не очень хорошего опыта, и человек становится другим.

Как признаётся мастер, с годами он овладел всеми видами художественной резьбы (геометрической, плоско-рельефной, объёмной) и может свободно выбирать и применять ту или иную технику в работе.

Из материала предпочитаю кедр, — признался мастер, — это податливый для резца материал, из него получаются достаточно крепкие изделия.

Чтобы сохранить уникальные качества кедровой древесины, скульптор свои творения не покрывает лаком. От него «пропадает тепло дерева». Какие-то работы обрабатываются морилкой, иногда пропитываются воском.

Работаю каждый день. Стараюсь посвятить любимому делу каждую свободную минуту. Даже когда отправляюсь в отпуск, обязательно беру с собой чемодан с инструментами и заготовками, — рассказал Юрий Карпенко.

Простор для фантазии

Несколько лет назад Юрий Карпенко уехал из города. Тесно стало жить в Иркутске. А тут, в Максимовщине, простора для творчества в разы больше, да и возможностей для обустройства комфортной мастерской.

Тогда же, после двадцатилетней практики резчика, у Юрия Ивановича появилась возможность освоить работу с новым материалом — бетоном. Мастер взялся за создание четырёхметрового памятника основателю Максимовщины — Максиму Перфильеву. Судя по отзывам односельчан, скульптура удалась, место, где она находится, стало одним из знаковых и любимых на селе.

Для меня вырезать фигуры и создавать скульптуры, как дышать. Без этого не могу представить свою жизнь. Я работаю для людей и мне отрадно, когда труд приносит им радость, — поделился мастер.

Пока мы разговаривали, на пороге появилась жена Юрия Ивановича Ирина.

Это моя главная муза, поддержка, опора и главный критик, — представил женщину мастер.

Именно она щедро делится идеями будущих скульптур, выступает заказчиком и критиком. Именно по её желанию появились в усадьбе мастера весёлые лягушки, дух бани — Банник, живущий в бане, и многие другие персонажи. Не заскучаешь!

Религия и искусство

С некоторых пор Юрий Карпенко занимается изготовлением резных деревянных икон.

История работы с иконами началась с личного открытия плоскорельефной резьбы. Батюшка меня благословил на иконотворчество, и с лёгкой его руки я погрузился в религиозную тему. За всё время у меня не было ни одной испорченной заготовки, — поделился Юрий Иванович.

Так появились иконы для иркутского храма Александра Невского и местного, максимовского. Целая серия икон находится в Бурятии в Воинском храме великомученика Георгия Победоносца: Александра Невского, Георгия Победоносца, великомученика воина Евгения Родионова и другие.

Творческая семья

Семья Карпенко очень творческая. Все четверо детей мастера «как-то сами начали рисовать и интересоваться работой отца» и тоже посвятили себя искусству. Так, дочь Юрия Ивановича закончила факультет декоративно-прикладного искусства ИРНИТУ. Средний сын Дмитрий заинтересовался керамикой, и у него собственная керамическая мастерская. Старшая внучка учится в Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. А младшая осваивает азы изобразительного искусства в художественной школе. В такой семье не стать художником просто невозможно!

Я не могла не поинтересоваться планами мастера.

Хотелось бы сделать какую-то серьёзную выставочную работу, чтобы ею могли любоваться многие. А ещё мечтаю создать скульптуру красивой женщины. Вы ведь не будете возражать, что женщина — эталон красоты? — ответил Юрий Карпенко.

Среди работ Юрия Карпенко можно особо отметить выполненную совместно с его учеником, Русланом Кареловым, скульптурную композицию «Пробуждение» (работа из стволов ангарской сосны), которая заняла первое место на IV Международном фестивале деревянной парковой скульптуры «Лукоморье — 2014» в посёлке Савватеевка.

Анита ГИЛЁВА