Украденное детство

В Иркутском районе проходят рейды по неблагополучным семьям

Семьи, находящиеся в социально опасном положении, у инспекторов комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав всегда на контроле. Как бы грустно это ни звучало, всех членов проблемных семей они знают в лицо. К сожалению, положение дел в них чаще всего из года в год не меняется, что заставляет инспекторов неоднократно навещать нерадивых родителей.

В одной из таких семей довелось побывать и журналисту газеты «Ангарские огни». Участниками рейда по неблагополучным семьям в этот день стали специалист отдела опеки и попечительства Иркутского района Екатерина Волкова, консультант отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних Анна Остоева и инспектор подразделения по делам несовершеннолетних отдела полиции № 10 МВД «Иркутское» сержант полиции Дарья Матвеева.

Непутёвые родители

В семьях, которые находятся в социально опасном положении, родители не исполняют обязанности по воспитанию детей, их обучению, содержанию, отрицательно влияют на поведение либо жестоко обращаются с ними, — погружает нас в тему председатель комитета по социальной политике администрации Иркутского района Екатерина Михайлова. — Самая большая трудность в том, что родители в таких семьях не видят проблемы. Они привыкли к такому положению дел, ведь, как правило, неблагополучная ситуация существует не в одном поколении. Взрослые своим поведением подают дурной пример, воспитывая в детях грубость, плохие привычки и непонимание того, что можно жить совсем по-другому. Дети в таких семьях предоставлены сами себе, они с ранних лет становятся заложниками ситуации и защищают своих родителей, какими бы они ни были.

В социально опасном положении

Мы поехали. Название муниципалитета я здесь опущу, подобные семьи есть в любом поселении. Причина их неблагополучия — алкоголизм со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Подъехав к воротам дома, мы увидели не самую приятную картину: забор покосился и давно нуждается в покраске, фасад дома неухожен, окна грязные. Сразу видно — жильцы о доме не заботятся.

В дверях нас встретила нетрезвая женщина. На вопрос, кем она является хозяину дома, ответила — жена. Но она не мать девочкам, а сожительница их отца и по совместительству собутыльница. Пускать нас внутрь наотрез отказалась. Вторгаться в дом у членов выездной комиссии нет полномочий… Проверяющие уже было хотели повернуть назад, но тут вышел глава семейства. Он встретил гостей недоброжелательно, ведь причина их визита ему хорошо известна — дети, ученицы пятого и восьмого классов, уже изымались у родителей социальными работниками.

В прошлый раз обращение поступило от одной из дочерей. Тогда папа снова выпил, начал скандалить, угрожал и даже кидался ножами. Какое-то время отец и мать вместе не живут, сёстры остались с папой, который регулярно прикладывается к спиртному и… приводит гостей. Однако главная задача участников рейда — всё-таки не забрать детей, а сделать всё для того, чтобы жизнь в семье наладилась, стала спокойной, полноценной, трезвой. Для этого она и ставится на учёт как находящаяся в социально опасном положении.

Трезвость — правильный путь

Специалисты говорят, что в пьющей семье больше всего страдают дети. Когда родители злоупотребляют алкоголем, то психика, эмоциональное состояние ребёнка подвергается огромному риску. В некоторых случаях ребёнок замыкается, у него появляются внутренние страхи, а иногда дети начинают воспринимать алкоголизм и агрессивное поведение как нечто само собой разумеющееся. Ребёнок относится к взрослому-алкоголику как к больному, помогает ему, защищает его, не задумываясь о том, что живёт в реальности, не имеющей ничего общего с нормальным детством.

Дети в таких семьях пропускают занятия в школе, болеют, при этом родители не оказывают им должной заботы. Дома у них зачастую холодно, нет приготовленной горячей пищи, условия проживания неудовлетворительные. У детей нет хорошей одежды, выглядят они не всегда опрятно. Из-за этого происходят конфликты в школе с учителями и сверстниками. Цель нашей работы, чтобы в Иркутском районе таких семей было гораздо меньше, но, к сожалению, из-за специфики территории, постоянной миграции населения, в Иркутском районе работы меньше не становится, — рассказала Анна Остоева.

Кому-то из родителей хватает одного предупреждения, и на ребёнка обращают должное внимание. Иногда беспечные родители становятся на правильный путь только после изъятия детей. Тогда инспекторы по делам несовершеннолетних и защите их прав тщательно следят за их поведением. Если проблем не возникает, детей возвращают домой. К сожалению, семья, о которой мы говорим, к таковым не относится…

Недетская участь

Но что же отец? По словам родителя, девочки болеют и спят дома, с ними всё в порядке и волноваться не о чем, но… Волноваться заставляет уже его нетрезвое состояние. Не выдержав расспросов инспекторов, мужчина начал угрожать.

В такой ситуации очевидно, что девочки живут в потенциальной опасности. Простуженные дети находятся дома с нетрезвыми взрослыми, один из которых является им посторонним. Тут вердикт один — вызывать наряд и оформлять изъятие сестёр уже во второй раз, — прокомментировала инспектор Дарья Матвеева.

Пока мы ждали наряд полиции, к дому подошли три девочки — те самые сёстры, которые якобы спят, и их подруга. Оказалось, они не ночевали дома, гостили у подружки. Можно предположить, что отец даже не знал, где находятся дочери.

Спустя время к воротам дома, дорогу к которому полиция уже знает наизусть, подъехала машина, и инспектор полиции без заминки проходит в дом. Опасения соцработников подтвердились: в комнатах дым коромыслом, запах спиртного, грязь, отсутствие освещения. Тут же живут собака и кошка с котятами. Дети не понимают, по какому поводу приехали соцработники на этот раз, всячески оправдываются, заступаются за родителей.

Папа проспится и наутро будет трезвым. У нас всё хорошо, мы тепло одеты, хорошо питаемся, ходим в школу, — со слезами объясняет одна из сестёр.

Вот только в школе девочки не появляются уже третий день, а ещё сильно кашляют и, кажется, совсем не лечатся. Инспектор принимает решение забрать сестёр в социально-реабилитационный центр. Они уже там были и ещё раз туда не хотят ехать ни под каким предлогом.

В этом и тяжесть такой работы — каждый раз видеть детские слёзы. Екатерина Волкова спокойно объясняет детям, что других вариантов нет — им придётся уехать для того, чтобы получить лечение и должный уход. Сёстры собирают всё необходимое и садятся в машину полиции. Девочки проведут какое-то время в центре, пока родители не одумаются, не приведут дом в порядок, не получат разрешение на их возвращение в семью.

А пока о том, что отец образумится, устроится на работу, прекратит пить и займётся воспитанием своих детей, можно только мечтать. Но надежда есть. Она, как известно, умирает последней. Детям очень нужны хорошие, настоящие, трезвые родители.

Татьяна ИВАНОВА