Служители духовных ценностей

Подвели итоги конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники» в 2022 году

Когда мы говорим о селе, то в первую очередь представляем сельхозпроизводство — комбайны, бороздящие бескрайние поля, животноводческие фермы, доярок… Однако в современных деревнях люди живут не только работой, их не меньше горожан волнуют новые книги, театральные премьеры, концерты и возможность после тяжёлого трудового дня заняться любимым делом. К примеру, выйти на сцену и затянуть русскую песню так, чтобы душа развернулась… И идут они в сельский клуб, Дом культуры, где их ждут настоящие профессионалы.

В январе 2022 года в Иркутской области стартовал конкурс «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники». В нём приняли участие более 30 профессионалов со всей области. Четыре конкурсанта из Иркутского района стали победителями в номинациях «Лучший работник муниципального культурно-досугового учреждения» и «Лучший работник муниципальной общедоступной библиотеки».

Доводить дело до конца

Одной из победительниц в номинации «Лучший работник муниципального культурно-досугового учреждения» стала Светлана Высоцкая из села Хомутово — руководитель образцового детского ансамбля «Кудесы». Её стаж в сфере культуры составляет 25 лет.

Знакомство Светланы с музыкальным искусством началось ещё в детстве. Мама Светланы трепетно относилась к увлечениям дочери и водила пятилетнюю Свету к соседке учиться играть на фортепиано.

Я уже и не вспомню, как зовут ту прекрасную женщину, но именно с неё началось моё становление как музыканта. До школы я занималась у неё на дому, затем пошла в музыкальную школу. Училась там и ничем особенным не выделялась, проходила программу, как и другие ребята, — рассказала Светлана Высоцкая.

Однако в то время в маленькой Свете зародилось упорство — качество, которое на протяжении всей жизни помогало ей достигать любых целей. Доводить дело до конца — жизненный принцип Светланы, с ним она и обучает детей музыке.

Душа требует музыки

Профессиональное музыкальное образование Светлана получила в Иркутске, затем вернулась в родной Нижнеудинск и проработала в местном Дворце культуры около 17 лет, затем переехала в Хомутово.

В какой-то момент очень захотелось перемен, и я решила уехать из Нижнеудинска и начать жизнь с чистого листа. Хомутово — родное село моей матери, раньше я слышала много рассказов от неё об Иркутском районе, а когда приехала, то и уезжать не захотелось, — рассказала преподаватель.

Первые шаги в Иркутском районе Светлана начала с должности директора хомутовского Дома культуры, однако душа требовала музыки, творческой реализации. Тогда преподаватель решила набрать группу ребятишек и учить их мастерству пения. С этой целью Светлана Высоцкая посещала хомутовские школы и выбирала талантливых ребят.

Только за последние три года её воспитанники приняли участие в шести районных, двух областных, двух всероссийских и трёх международных конкурсах, на которых они заработали немало наград.

Вдохновение Светлана Высоцкая черпает из общения с детьми, процесса их обучения. Ученикам преподаватель даёт слушать народные песни, тщательно подбирает фольклорные образцы, оценивает музыку.

Конечно, можно спеть знакомые всем мотивы, но я стараюсь находить давно забытые мелодии в архивах, узнаю о старых песнях через знакомых и коллег, собираю их всевозможные аранжировки. Считаю, что таким образом мы возрождаем и укореняем забытые в нашей богатой русской культуре произведения и одновременно учим детей истории родной музыки, бережному отношению к ней, — поделилась Светлана Высоцкая секретами мастерства.

Судьба — учить детей

Победа в номинации «Лучший работник муниципального культурно-досугового учреждения» досталось ещё одному художественному руководителю хомутовского культурно-спортивного центра Марине Коноваловой.

Об этом преподавателе мы уже писали на страницах нашей газеты, рассказывали о работе её цирковой студии. Для руководителя участие в конкурсе было первым опытом, и он оказался удачным.

Марина Коновалова перебралась в Иркутский район с идеей открыть цирковую студию 19 лет назад. В то время Хомутово не было готово к таким переменам: не хватало инвентаря, подходящих костюмов, а о цирковом реквизите в первое время можно было даже  не мечтать. Но в молодого преподавателя и её дело поверила директор Дома культуры, оказав поддержку. В цирковой кружок начали подтягиваться и ребятишки. Дети для Марины Коноваловой — её отдушина, смысл жизни и мотивация в работе.

Если хоть на минуту представлю, что судьба могла сложиться иначе, то в голове сразу возникает вопрос: «А как же дети»?  За время своей работы я поняла, что моё призвание — быть не просто руководителем цирковой студии, но и другом для детей, — рассказала преподаватель.

Учитель, друг и родственная душа

А иногда приходилось становиться и членом семьи. Одной из своих учениц Марина Витальевна помогала, когда у девочки в семье были трудности. Ученица обратилась к ней с просьбой пожить у неё какое-то время. Добродушный педагог не смогла отказать. Вскоре ситуация в семье девочки поправилась и та вернулась домой. Сейчас её выпускница учится в другом городе, иногда приезжает в любимую цирковую студию.

Я всегда рада видеть своих выпускников, ведь это мои любимые воспитанники. В следующем году наша цирковая студия будет отмечать 20-летний юбилей. Я очень хочу собрать на этом празднике всех, кто когда-либо занимался в нашей студии. Только в детях и их достижениях я вижу результат своей работы, — поделилась Марина Коновалова.

Клоуны — это не шутка!

У Марины Коноваловой большие планы. Она уже твёрдо решила, что призовые деньги пойдут на покупку нового реквизита и тканей для костюмов. Марина Витальевна признаётся, что не хватает в её цирке клоунов.

Клоунада — тонкое искусство. На ребёнка можно надеть парик и натянуть шарик на нос, но от этого клоуном он не станет. Потому как артист привлекает зрителей не только необычным ярким костюмом, но и харизмой. Клоунскому искусству нужно учиться долго и тщательно. Мы давно хотим открыть отделение клоунады, сейчас я собираю материал, черпаю вдохновение у отечественных и зарубежных артистов и понемногу разбираюсь в этом направлении, — рассказала Марина Витальевна.

Марина Коновалова планирует сотрудничать и с театральным кружком, чтобы обучить ребят непростому мастерству и вырастить настоящих цирковых артистов.

Вера как путеводитель

Ещё одна победа в номинации «Лучший работник муниципального культурно-досугового учреждения» дос­талось Тамаре Нахаевой из культурно-спортивного комплекса Ушаковского МО. Она учит детей пению почти десять лет, а в её классах подрастают около сотни будущих вокалистов.

Стремления стать музыкантом Тамара Павловна, кажется, никогда не имела. Первое образование получила экономическое и трудилась по профессии. В 2005 году её судьба сложилась так, что она встала на путь воцерковления и начала развивать духовную сторону своей личности. Стала прихожанкой храма святого великомученика и целителя Пантелеймона, там же начала петь в церковном хоре. Её наставником был игумен Фотий, а ныне епископ Югорский и Няганьский.

Мой духовный наставник заметил моё стремление к пению — у меня было большое желание и упорство — и поддержал. Когда начало получаться петь в хоре, я поняла, что хочу изучать музыку более углублённо, — рассказала преподаватель.

Учиться никогда не поздно

Во второй раз студентом Тамара Павловна стала в 37 лет: поступила в Иркутский педагогический институт на кафед­ру музыкального образования. Конкурс тогда был серьёзный, многие ребята старались попасть на факультет. Тамара Нахаева долго и упорно готовилась и поступила.

Помню, подошла ко мне одногруппница и спросила: «Как такие как ты сюда попадают?». Её грубость была объяснима: брат занимался музыкой с детства, пытался поступить сюда четыре года подряд… Что тут сказать, на всё воля Божья! Я чувствовала, что это моё призвание, словно меня к нему привели, — вспоминает преподаватель.

Сейчас Тамара Нахаева имеет два высших образования, одно из них педагогическое. Обучает детей профессиональному пению в Доме культуры Пивоварихи, клубе посёлка Горячий Ключ и является специалистом комиссии по культуре Иркутской епархии. Помимо занятий в клубных формированиях преподаватель курирует интеллектуально-творческие программы «Музыкальные вечера для юношества» (тематические молодёжные вечера), социально-культурные проекты «Давайте сохраним», «От сердца к сердцу». Под её руководством созданы и реализованы духовные проекты, открытые фестивали детского и юношеского творчества «Рождественские встречи на Байкале» и «Пасха Красная».

Очень люблю свою профессию. Для меня важно быть не просто учителем, но и другом, наставником для ребёнка. По-моему, мало просто обучать пению, необходимо создавать вокруг детей атмосферу духовности и культуры, — отметила Тамара Нахаева.

Проводник в литературный мир

Не только на сцене живёт культура, но и на страницах книг. Татьяна Степанова — библ­иотекарь в Доме культуры Грановщины, она победила в номинации «Лучший работник муниципальной общедоступной библиотеки».

Работа библиотекаря. Тишина читального зала, длинные книжные стеллажи и скромный библиотекарь с каталогами и читательскими карточками. Когда-то так и было. Сейчас библиотекарь — полноценный наставник и советчик. В его обязанности входит не только выдача книг, но и продвижение культуры чтения в массы. Таким работником и является Татьяна Степанова.

Я веду библиотечный кружок, где ребята знакомятся с книгами, получают знания в области информационно-библиотечной культуры. А для тех, кто постарше, я консультант и эксперт в литературном мире. Есть у нас в селе один дедушка, он читает исключительно о Сибири, интересуется трудами земляков, и раз в неделю его внучка приходит за новыми книжками. А чтобы советовать литературу столь узкой направленности, нужно и самой хорошо разбираться в теме. Так и становишься потихоньку историком и исследователем сурового края, — рассказала Татьяна Степанова.

Главное — правильный подход

У взрослого поколения вкус уже сформирован, с детьми же всё по-другому. Их приходится направлять, а значит, убеждены библиотекари, участвовать в воспитании, формировании личности.

— В наше время не каждого ребёнка заставишь прочитать книгу. Значит, нужно подобрать такую литературу, чтобы у юного читателя выз­вать особый интерес. В нашем Доме культуры мы стараемся научить детей уважать литературу. Недавно посоветовала четвероклассникам почитать «Му-му», когда книжки вернули, сказали, что очень понравилось. Приучать ребёнка к чтению нужно не настойчивостью, а правильным подходом. Например, читать вместе и обсуждать прочитанное, — поделилась библиотекарь.

В планах у грановской библиотеки расширить книжный фонд и купить столик со стульями для самых маленьких читателей, а также книжный шкаф для размещения буккроссинга в фойе Дома культуры.

Богат Иркутский район на трудолюбивых работников культуры: художественных руководителей, музыкантов, режиссёров, художников, библиотекарей и многих-многих других.  И пока они есть, можно быть уверенным в том, что культура на селе будет жить и развиваться.

Татьяна ИВАНОВА