Под сводами благодати

О храме Казанской иконы Божией Матери в посёлке Усть-Куда

Храму Казанской иконы Божией Матери в Усть-Куде более двухсот лет. Благодаря удачному расположению здание хорошо просматривается даже с противоположного берега Ангары, а потому желающих побывать здесь всегда достаточно. И не только людей верующих, воцерковлённых, но и обычных путешественников, ценителей архитектуры и просто прохожих. «Красивый какой!» — проезжая, восхищаются люди. А жители деревни, тихонько гордясь своим храмом, знают, что это не просто объект архитектуры, а душа поселения.

От часовни до трёхпрестольного храма

Первым местом проведения литургий в старинной сибирской деревне Усть-Куда была небольшая деревянная часовня, построенная по благословенной грамоте Тобольского митрополита Ионна Максимовича. Возведение же белокаменного храма Казанской иконы Божией Матери началось столетие спустя. Так, согласно надписи, высеченной на наличнике алтарного окна, первый камень, ставший основой будущей святыни, был заложен 20 июня 1803 года.

Усть-кудинский храм имеет особую ценность. Во-первых, он почтенного возраста. Во-вторых, статусный. Ведь в своё время он был только вторым сельским храмом в Иркутском уезде, построенным из камня, — начал рассказ о славной истории церкви Казанской иконы Божией Матери её настоятель отец Александр.

В архивных материалах указано, что строительство трёхпрестольного храма велось быстрыми темпами. Всего спустя два года после заложения основания был освящён первый северный придел здания во имя святителя Николая. Через несколько лет появился второй — во имя Казанской иконы Божией Матери. И наконец, третий — святого пророка Илии, он был освящён в 1820 году. Примечательно, что иконостасы во всех пределах были трёхъярусные, а праздничный большой колокол весил 56 пудов (около 920 кг — прим. ред.).

Непростое время

Храм в своём первозданном виде действовал до 1936 года. Как известно, в те годы церкви были не в почёте. Постановлением президиума Иркутского городского совета усть-кудинский храм был закрыт. Священника и его старшего сына арестовали, а здание передали местному колхозу.

— В течение трёх лет храм стоял бесхозным. В 1939 году внутреннее убранство было изъято в госфонды, некоторые иконы разошлись среди народа или были сожжены, — рассказал настоятель.

Сначала, как и во многих других церквях страны, здесь разместили склад для хранения зерна, потом в здании содержали телят. Однажды случился пожар, после которого на месте храма остались одни руины. К середине 1990-х годов церковь во имя Казанской иконы Божией Матери находилась в плачевном состоянии.

Возрождённый из пепла

Селяне крайне нуждались в священном месте и не переставали мечтать о его восстановлении. Возрождение усть-кудинского храма началось в 2002 году. Тогда многие специалисты утверждали, что дешевле и лучше снести здание и построить новое. Однако было принято решение восстановить разрушенный, сохранив его прежнюю величественность.

Восстановлением святыни занимался прежний настоятель — священник Сергей Кульпинов. Все работы проходили под его чутким руководством, и в 2007 году в отреставрированном храме начали проходить первые богослужения, — рассказал отец Александр.

Чертежи и схемы старого храма не сохранились, поэтому новое здание всё же отличается от того, что возвышалось в Усть-Куде пару столетий назад. Отреставрированный храм Казанской иконы Божией Матери выполнен в редком стиле позднего барокко и раннего классицизма. Именно сочетание двух стилистических направлений и определило его оригинальный облик. Такой стиль предполагает пышное внутреннее убранство со множеством золота и ярких красок. Например, двери и окна усть-кудинского храма украшены коваными рельефами.

Теперь, подходя к святыне, каждый православный христианин искренне восхищается её красотой. При этом не нужно забывать, что храм — это место особого присутствия Бога. А живым он считается только тогда, когда чувствуется его литургийное тело, — отметил отец Александр.

Возвращение в родные стены

Особую атмосферу в храме создают старинные иконы. Одна из них — Казанская икона Божией Матери.

Мне позвонил мужчина и попросил о встрече. Как оказалось, он является правнуком пономаря этого храма. Когда в советские годы шло разграбление церкви, его прадед успел вынести и сохранить главную храмовую икону. А потом завещал её внуку со словами: «Отдашь икону обратно, когда храм восстановят». Так она и вернулась в родные стены, — поделился настоятель.

Есть в усть-кудинском храме и другие, не менее удивительные образы святых. Несколько лет назад прихожане обратили внимание на то, что после соборных молитв икона «Неупиваемая Чаша» мироточит. На ней появлялись капельки бесцветной маслянистой жидкости — миро. Прихожане церкви воспринимают это явление как Божественное чудо и верят, что их молитвы будут услышаны Богом.

Другой гордостью храма является мраморный иконостас весом почти 150 тонн. Его дизайн разработал известный иркутский иконописец Николай Натяганов. А вот с самим камнем работали мастера из Китая.

Аналогичных изделий, изготовленных в стиле барокко, практически нет. Подобный иконостас, только ещё более сложный, из гранита, выполнен для храма Казанской иконы Божией Матери в Иркутске, — рассказал настоятель.

Не мы выбираем Бога

Богослужения в храме деревни Усть-Куда проходят по выходным и праздничным дням. Приход составляет около 40–50 человек, большая часть верующих приезжает из города. Как говорит отец Александр, с каждым из прихожан он поддерживает постоянную связь. А по воскресеньям, отслужив литургию, настоятель проводит для верующих духовные беседы, помогая им найти свой путь к вере. Перед лекцией прихожане в тёплой, дружеской обстановке пьют чай. Занятия прихожане посещают целыми семьями.

Не мы выбираем Бога, а он выбирает нас. Я сам жил в неверующей семье, а вот бабушка была православной. Когда я был ещё маленьким, она сама покрестила меня в тазике втайне от родителей. А когда подрос, понял, что испытываю какой-то духовный голод. Тогда пришёл в храм и принял уже полный обряд Крещения. Мне было 19 лет. Именно с этого момента и начался мой путь священнослужителя. Вера — это мышца. Если человек начинает жить с Богом, то она увеличивается и становится сильнее, — подвёл итог отец Александр.

Татьяна ЕГОРОВА