В ответе за свою и чужую жизни

О причинах и профилактике дорожно-транспортных происшествий в Иркутском районе

Ежегодно на дорогах страны происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают и погибают и взрослые, и дети. Казалось бы, требования к водителям ужесточаются — растут размеры штрафов, вводятся новшества при сдаче экзаменов на получение прав. Однако количество аварий продолжает расти. О том, как обезопасить себя на дорогах и не стать виновником ДТП, рассказал старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД России «Иркутское» Иван Добровольский.

Пошёл не глядя

Иван Владимирович, расскажите, как обстоит ситуация с дорожно-транспортными происшествиями в Иркутском районе?

Начну с того, что предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий является одним из приоритетных направлений работы нашего отдела. Иркутский район — непростая территория, так как она имеет достаточно развитую дорожную сеть, соответственно, довольно часто происходят аварии с тяжёлыми последствиями, особенно в летний период. Ведь в это время года горожане намного чаще выезжают за город: кто-то отправляется на природу, а кто-то уезжает на дачу. Поток машин, движущихся по территории района, увеличивается в несколько раз. Значит, и число ДТП тоже растёт. Так, с начала года в Иркутском районе зарегистрировано 106 ДТП, в которых 18 человек погибли.

Кто чаще всего выступает виновником ДТП — пешеходы или водители?

В этом вопросе нет однозначного ответа. Пешеходы, как и водители, зачастую нарушают правила дорожного движения. Одно из основных нарушений — это переход дороги в неположенном месте. Передвижение в тёмное время суток без использования светоотражающих элементов — особенно актуально для небольших населённых пунктов. Ну и во многих случаях причиной ДТП становится просто невнимательность с обеих сторон. Хочу подчеркнуть, что и на пешеходах лежит ответственность за собственную безопасность. Они стали почему-то более легкомысленно относиться к необходимости соблюдения правил, которые никто не отменял. Как говорится, пошёл не глядя. Нужно посмотреть налево, направо, убедиться в собственной безопасности и только тогда начинать движение.

Ответственность за жизни

Какие нарушения со стороны водителей наиболее часто встречаются?

Это нарушение правил перестроения, обгона, проезда пешеходных переходов, несоблюдение скоростного режима, неподчинение сигналу светофора и другие. Очень много столкновений, наездов на препятствия. Ещё один вид — непредоставление преимуществ пешеходам при повороте направо или налево. Когда человек переходит дорогу по линии перекрёстка, водитель должен уступить пешеходу, но зачастую он этим пренебрегает. Не стоит забывать и о вождении в нетрезвом состоянии. На сегодняшний день состояние алкогольного опьянения выявлено у 995 водителей. Казалось бы, всё перечисленное — это элементарные правила, с которыми обязаны быть знакомы все водители, а нарушений масса! Главная причина ДТП — нежелание неукоснительно следовать правилам дорожного движения.

В поисках адреналина

Летом участников дорожного движения становится больше: зачастую можно видеть экстраординарных байкеров, гордо мчащихся по трассе, или велосипедистов, в одиночку или группами передвигающихся по дорогам. Как сказывается этот факт на статистике ДТП?

Главный враг водителя мототранспорта — скорость. Байкеры в поисках адреналина превышают положенную скорость, делают опасные манёвры и в итоге, к сожалению, попадают в страшные ДТП. Ведь мотоциклист менее защищён, нежели водитель автомобиля, поэтому последствия такой аварии могут быть самыми разными. И автомобилистам, и пешеходам стоит помнить, что мототранспорт менее заметен, а значит, нужно быть предельно внимательным на дороге. Что касается велосипедистов, то прежде чем начать управлять таким, казалось бы, простым средством, всё же нужно ознакомиться с двадцать четвёртой главой ПДД, где чётко прописаны все нюансы. Когда мы выезжаем в рейды, многие родители начинают вспоминать, что они в детстве постоянно катались на велосипедах. Конечно, это так. Однако, когда проходило наше детство, такого большого потока транспорта не было. Сейчас он увечился, значит, и опасностей на дорогах стало больше. Поэтому в сельской местности детям стоит лучше ограничить выезд к проезжей части. Водитель велосипеда или байка должен быть заметным и понятным для остальных участников дорожного движения.

О каких основных правилах должен помнить мотоциклист?

Прежде всего водитель мототранспорта должен достигнуть 16-летнего возраста и получить водительские права категории «А». Помнить, что скоростной режим для мотоциклистов ограничен до 90 км/ч. Весьма распространённый тип аварии — когда автомобилист или поворачивает налево, или разворачивается, а быстрый и внезапный мотоциклист, ловко обгонявший всех слева, слишком поздно замечает перед собой бок машины. Необходимо стараться предвидеть действия других и, конечно, не выезжать на полосу встречного движения. Если водитель автомобиля должен быть пристёгнут ремнём безопасности, то мотоциклист обязан иметь шлем. Вся остальная экипировка (мотоперчатки, мотоботы) не прописаны в правилах, но в целях безопасности рекомендуется её приобрести. Ведь падение с байка даже на небольшой скорости может привести к очень серьёзным травмам.

Внимание, дети!

Как вы оцениваете ситуацию с дорожным травматизмом детей и подростков?

Дети входят в группу повышенного риска, являются наиболее уязвимой категорией среди участников движения, поэтому им мы уделяем приоритетное внимание. За шесть месяцев в Иркутском районе зарегистрировано 8 ДТП с участием маленьких участников движения. В результате этих аварий 11 детей получили травмы. Ребята, проживающие в сельских населённых пунктах, с раннего возраста привыкают к неспешному дорожному движению и иногда, увлекаясь игрой в догонялки или прятки, забывают о мерах предосторожности и выбегают на проезжую часть. С ребёнком нужно общаться и каждый день напоминать ему о простых правилах. А лучше на собственном примере показывать, как и в каком месте переходить дорогу.

Сотрудничает ли ваш отдел с муниципальными образованиями Иркутского района?

Мы активно работаем и с администрациями поселений, и Управлением образования Иркутского района. Муниципальные образования размещают на своих ресурсах информацию, которую мы им предоставляем. В течение учебного года посещаем образовательные учреждения, проводим профилактические беседы и различные акции. Стараемся привлекать не только учителей к профилактике ДТП, но и самих детей. К примеру, в конце учебного года для учеников Максимовской школы провели акцию «Засветись». Ребята из специальной бумаги готовили светоотражающие наклейки, а затем раздавали их младшим ребятишкам и объясняли, для чего они нужны.

Начинать нужно с себя

Как вы думаете, что мешает воспитать поколение грамотных и ответственных пешеходов и водителей?

— Многие забывают о взаимном уважении на дороге. Водители должны помнить, что и они сами, как только выходят из машины, становятся пешеходами. В свою очередь прежние пешеходы рано или поздно могут оказаться за рулём. И всё же водитель несёт более серьёзную ответственность, потому что управляет средством повышенной опасности. В отличие от пешехода он более защищён. Зачастую мы громко возмущаемся нарушением правил другими людьми, но при этом можем забывать о своих. Начинать нужно с себя. Если каждый из нас не только не нарушит ПДД, но и станет пропагандистом законопослушного поведения, мы сможем не беспокоиться о ситуации на дорогах.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО