Социальный диалог

Социальной защите населения Иркутской области исполнилось 30 лет

Профессия социального работника становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудиться для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста или сложившихся обстоятельств нуждается в поддержке. А иногда они и вовсе становятся первыми слушателями невероятных человеческих историй и всегда готовы не только выслушать и поддержать словом, но и делом. О работе районного отдела социальной защиты населения, мерах поддержки и непростых буднях социальных работников рассказала директор ОГКУ «Управление социальной защиты населения Иркутского района» Елена Дьячкова.

Непростое время

Елена Иннокентьевна, 30 лет серьёзная дата. Расскажите, с чего всё начиналось?

История системы социальной защиты населения Приангарья началась в непростой период 1990-х годов. Переход к рыночным отношениям, изменение форм собственности повлияли на уровень жизни людей и обострили многие социальные проблемы. Возникла потребность в новом органе. Так, 17 января 1992 года, тридцать лет назад, была создана структура социальной защиты населения по Иркутской области. Сначала наше районное управление входило в состав администрации муниципального образования, а позже стало самостоятельной организацией. Тогда выплат было гораздо меньше, основным направлением работы было назначение пенсий. В результате реорганизации в 2002 году функция по назначению пенсии была передана Пенсионному фонду России, а мы стали заниматься только мерами социальной поддержки.  Всё это время с учётом современных запросов внедрялись новые технологии обслуживания, но главное — не прекращалась государственная помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

Вовремя прийти на помощь

Какая категория людей является вашими постоянными клиентами?

Ежедневно к услугам работников социальной защиты населения обращаются самые разные жители района. Круг решаемых вопросов широк. Он охватывает практически весь жизненный цикл человека: от рождения до преклонных лет. Социальная помощь оказывается пожилым людям, инвалидам, детям, многодетным и малообеспеченным семьям, работникам здравоохранения и педагогам, проживающим в сельской местности. Пять лет назад мы обрабатывали 18 тысяч заявлений, а за 2021 год получили более 63 тысяч заявлений от 22 тысяч граждан. Количество обращений увеличивается с каждым годом. Сейчас управление соцзащиты оказывают 123 меры социальной поддержки, 69 из них — это детские пособия. Причём мы занимаемся как денежными выплатами, так и вопросами льготного проезда, обеспечения лекарствами, питания в школах и так далее.

Многодетные семьи на первом месте

Правильно ли я понимаю, что особое внимание управление уделяет многодетным семьям?

В Иркутском районе получают социальную поддержку 3700 многодетных семей, которые имеют трёх и более детей в возрасте до 18 лет. Кстати, у нас есть специальные награды для таких семей. С недавних пор в целях государственной поддержки материнства и детства мы награждаем наших многодетных матерей почётным знаком «Материнская слава». В этом году, например, такую награду получила мама из Карлука, которая родила 14 (!) детей. Без преувеличения можно сказать, что наш район славится семьями, которые имеют свои традиции и даже совместно занимаются общим делом. Также много семей, которые помимо того, что достойно воспитали своих ребятишек, берут под опеку чужих детей, помогают им устроиться в жизни. Например, Александр и Ирина Токарские, вырастили и воспитали 16 детей, из них трёх родных и 13 несовершеннолетних ребятишек, которые находились под опекой. Родилось 17 внуков.   Они даже создали собственную цирковую студию. Когда мы приезжаем в такие семьи, становится заметной главная их ценность — особая связь между поколениями. А после общения с ними ты заряжаешься позитивом, появляется мотивация к дальнейшей работе. Под конец 2021 года случилось настоящее чудо в Иркутском районе. В Уриковском муниципалитете родились тройняшки. Наша задача — оберегать и помогать таким семьям.

Работа по душе

Действительно, ваш труд непростой, наверное, не редкость и разного рода острые ситуации. Как подбираются специалисты?

У нас трудятся около 40 человек, которые всегда готовы прийти на помощь в трудную минуту. Компетентность, отзывчивость и чуткость —без этих качеств не обойтись социальному работнику. Психологически, конечно, им непросто. Не от хорошей жизни к нам обращаются люди. Бывает, очень нелегко оформлять денежную помощь тем, кто, например, потерял своих близких при пожаре или по какой-то причине остался совсем один. Поэтому большое спасибо хочется сказать всему нашему коллективу и социальным отделам муниципальных образований за то, что несмотря на сложности в работе, они находят в себе силы быть приветливыми, улыбаться.

Новый год новые правила

Какие изменения ждут жителей Иркутского района в 2022 году?

С этого года Пенсионный фонд России начал предоставлять гражданам отдельные меры социальной поддержки, которые ранее назначали органы социальной защиты населения. Например, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Для родителей предусмотрены ежемесячные и единовременные пособия, включающие выплаты по беременности, рождению или усыновлению, а также уходу за детьми. Большую группу выплат составляют пособия и компенсации семьям умерших военных и сотрудников силовых органов. Например, компенсация расходов за коммунальные услуги, выплаты на ремонт частного дома или летний оздоровительный отдых ребёнка. Отдельный блок мер касается социальной помощи пострадавшим от радиации в связи с авариями на Чернобыльской атомной электростанции, объединении «Маяк», испытаниями на Семипалатинском полигоне и другими аналогичными событиями.

Если в вашей жизни возникли сложности, проконсультироваться по тому или иному вопросу можно по телефону горячей линии 54-90-00. По вопросам зубопротезирования, материнского (семейного) капитала, льготного проезда, присвоения званий, выдачи удостоверений обращайтесь по телефону 54-90-03. Писать можно по адресу электронной почты  irkutskiy@sobes.admirk.ru либо обращаться лично по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 74, с 9:00 до 17:00, перерыв на обед с 12:00 до 13:00.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО