Особенное лето — особенным детям

В школе п. Молодёжный работает летняя площадка для детей, в том числе с особыми образовательными потребностями

Отчаяние, огромная усталость, отсутствие сил — наиболее частые жалобы, которые можно прочитать на форумах, где общаются родители детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС), или по-простому аутизм. Они не могут расслабиться ни на минуту, а уж мечтать о том, чтобы отправить своего ребёнка отдыхать, например, в лагерь, им не приходится. Руководство средней общеобразовательной школы посёлка Молодёжный решили сломать этот стереотип и организовали для особенных детей летнюю площадку на базе учебного заведения.

Новая среда

Ване 10 лет, он необычно застенчив, хотя при этом любит и ценит общение. Ему порой сложно выражать свои мысли и чувства, и часто он словно закрывается в своём внутреннем мире.

Как уже можно было догадаться, Ваня страдает аутизмом. Это особенность развития, которая влияет на коммуникацию, а также восприятие и понимание окружающего мира, — начала разговор мама мальчика, педагог ресурсного класса школы посёлка Молодёжный Елена Михеева.

Ваня уже на протяжении недели находится в новой среде — на летней площадке, среди сверстников. Конечно, неделя — небольшой срок, но новые впечатления и эмоции оказали своё действие, и за это время мальчик стал ещё более открытым и общительным.

В этом году мы снова организуем летний отдых для восьми учеников ресурсного класса. На протяжении всего учебного года педагоги учили ребят общаться, участвовать в совместных занятиях. Летняя площадка продолжительностью в три недели позволяет закрепить все эти навыки. Мы видим, что наши дети стали сами тянуться к ребятам из традиционных отрядов. Кто-то даже смог завести себе новых друзей. К тому же пока ребята проводят время в лагере, у их родителей появляется свободное время и они могут почувствовать, что их ребёнок способен быть самостоятельным, — отметила Елена Михеева.

Распорядок дня

Как говорят педагоги, одна из важных целей площадки — сделать ребят более гибкими, научить их реагировать на изменения и неожиданности. Этому помогают индивидуальные расписания и распорядок дня.

День на летней площадке расписан по минутам. С утра обязательно приветствие, где ребята проговаривают время года, число и день недели, своё имя и педагогов. Затем дружной командой они отправляются на зарядку и завтрак. Далее следуют спортивные игры и 30-минутные занятия.

Есть несколько принципов, которые помогают деткам с РАС быть успешными в обществе. Они применяются и на площадке и направлены на то, чтобы сделать его пространство более понятным для ребёнка с аутизмом. Например, он должен понимать, куда идти, в какой последовательности действовать, ему нужны ясные обозначения в окружающей среде. Для этого мы используем зрительную поддержку — визуальное расписание, — поделилась Елена.

Но самое главное, к чему стремятся на летней площадке, — вовлечение деток с особыми потребностями развития в общение со здоровыми детьми. Поэтому, если другие отряды отправляются на просмотр мультфильма или же идут в актовый зал на концертную программу, то и ребята с аутизмом не остаются в стороне.

На площадке ребята учатся социально-бытовому ориентированию. Например, на одном из занятий они готовили самые простые блюда. Есть и ещё одно замечательное занятие — игра в доктора. Дети, как правило, боятся ходить к врачам, а ребята с РАС волнуются перед такими посещениями вдвойне. Такая, казалось бы, на первый взгляд простая игра как раз и помогает снизить уровень тревожности, — отметила педагог.

Дай пять!

Благодаря таким условиям летняя площадка для необычных ребятишек стала привычным, безопасным местом, где можно свободно играть и общаться. Тем более что с воспитанниками работает целая команда помощников. У каждого ребёнка есть тьютор — персональный наставник, который направляет ребёнка и помогает добиться желаемого результата.

Для детей с таким диагнозом очень важна похвала. Если Анечка сегодня смогла пробежать круг по стадиону, а Егор во время игры в футбол забил гол в ворота, то тьютор обязательно поощрит его жестом «дай пять». Так они поймут, что смогли добиться результата, а значит, будут замотивированы на последующие игры и занятия. Это и есть главная цель, ради которой мы работаем, — рассказала Елена Михеева.

Летняя площадка закончится 23 июня. Однако педагоги и родители уже разработали для необычных деток новую программу. Этим летом они отправятся в летний лагерь на Байкал.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО