Новое в стандартах обучения

Педагоги Иркутского района оценили обновлённые рабочие программы

В период с 15 сентября 2021 года по 30 апреля 2022 года педагоги двенадцати школ Иркутского района использовали примерные рабочие программы на основе обновлённого Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) в учебном процессе и оценивали их эффективность.

Акцент на единство содержания

Как рассказала главный специалист Управления образования администрации Иркутского района Ирина Минеева, акцент в примерных рабочих программах сделан на единство содержания образования. В обновлённых стандартах определяются чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. В предыдущей редакции ФГОС были только общие установки на формирование определённых компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изу­чать, а учителя сами составляли рабочие программы.

— Обновлённый ФГОС коснётся школьников с 1-го по 5-е классы. Он позволит ответить на вопросы: что будет знать школьник? каким знаниями овладеет? что в конечном итоге освоит? Также большое внимание в стандартах уделяется формированию функциональной грамотности с обязательным применением практико-ориентированных заданий, — отметила Ирина Минеева.

Ещё один важный момент. Обновлённые стандарты требуют, чтобы содержание обучающих программ было вариативным. Это значит, что педагоги всё больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Например, школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения таких предметов, как математика, информатика, физика, химия и биология. Эти предметы особенно необходимы тем детям, которые поступают в медицинские или информационные университеты. А вот второй иностранный язык, согласно обновлённым ФГОС, будет считаться факультативным и его станут преподавать, если за это проголосуют все родители класса.

Педагоги оценили

Учителя Иркутского района положительно оценили примерные рабочие программы федерального уровня. В их числе заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель информатики Усть-Кудинской школы Римма Маркина. Она отметила, что современному учителю нужно уметь работать с личными мотивациями учеников и опираться на развитие у них универсальных учебных умений. Всё это и отражено в новых стандартах.

— Предметное содержание никуда не делось, мы продолжаем изучать всё те же традиционные темы учебных предметов. Дети с благодарностью принимают, когда их учат ориентироваться в современном сложном мире, а не преподносят только обязательный минимум ради сдачи ВПР или ГИА, — подчеркнула педагог.

Также в рабочих программах особое внимание уделяется не только образованию, но и воспитательным функциям, в частности патриотизму. После окончания девятого класса ученик должен быть готов выполнять свои гражданские обязанности, иметь системные знания о месте России в мире, её исторической роли.

— Теперь вместо привычного всем классного часа в школах еженедельно будут проходить занятия «Разговоры о важном», которые будут начинаться с поднятия флага и исполнения гимна Российской Федерации. На уроке учителя будут знакомить учеников с общественно-политической жизнью страны, событиями региона. При этом классному руководителю не нужно будет задумываться о содержании этого разговора, так как оно разработано на федеральном уровне. Кстати, вся внеурочная деятельность, согласно ФГОС 2022 года, направлена на выявление индивидуальных способностей детей, которые сложно определить во время школьных занятий. Она обогащает опыт ребёнка и развивает возможности коллективного взаимодействия, — отметила Ирина Минеева.

Учителя школ Иркутского района готовы прививать детям знания по обновлённым ФГОС, которые вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Эксперты актуализировали требования к результатам обучения — теперь они полностью отвечают современным реалиям.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО