На страже водных ресурсов

Один день работы сотрудников рыбоохраны Иркутской области

Десятого июля в России отметили День рыбака. Это значимая дата для тех, чья профессия связана с рыбной ловлей, и кто увлечён рыболовным видом досуга. Об особенностях любительской рыбалки, законах и нормах вылова, штрафах за нарушения узнала корреспондент «Ангарских огней», на один день поменяв профессию. Вместе со специалистами рыбоохраны Иркутской области она приняла участие в рейде по проверке соблюдения рыбаками правил вылова рыбы в заливе Тихий плёс Иркутского района.

Где нельзя рыбачить?

Время на часах — десять утра. Вместе с начальником территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Александром Пульниковым мы встречаем государственного инспектора Алексея Юрьева. По правилам безопасности, на служебном судне могут находиться не более четырёх человек. Пока к нам спешил водный транспорт, Александр рассказал мне о тонкостях рыбного промысла в области.

— Существуют запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов сроки (периоды), так, например, с 25 апреля по 25 июня установлен запрет на вылов хариуса, ленка, тайменя повсеместно, с 1 мая по 15 июня установлен запрет на вылов щуки в Иркутском, Братском и Усть-Илимском водохранилищах и впадающих в них реках, а также установлен запрет на вылов омуля байкальского  и пеляди с 20 августа по 20 ноября в Братском водохранилище, реке Белой, впадающей в Братское водохранилище, и других местах. Есть ограничения и в способах ловли. К ним относятся любые сети, ловушки, удочки с превышением допустимого количества крючков, способом глушения, багрения, гона рыбы и другие, — рассказывает специалист.

Лодка патрульной службы отчалила от Верхней набережной. На воде жара не ощущается совсем, прохлада стелется по водной глади. Сперва нужно надеть спасательный жилет. Мы привыкли видеть его в оранжевом цвете, но у рыбоохраны есть и камуфлированные жилеты с рукавами и капюшоном. Именно такой и достался мне. Я заняла переднее место — так удобнее держать фотоаппарат и порывы ветра благодаря защите стекла не мешают фотографировать. Весь экипаж благополучно разместился, и лодка отчалила.

Отпуск с удочкой в руках

Сегодня патрульная служба проверит одно из самых популярных мест у рыбаков — залив Тихий плёс в Иркутском районе. Рядом с заливом находятся деревни Хайрюзовка и Ангара Уриковского МО, а также множество СНТ. Рейды в этот залив проводят довольно часто, именно отсюда поступают сигналы о незаконных способах рыбной ловли от местных жителей. К сожалению, правонарушения при вылове рыбы — здесь не редкость.

Мы часто находим поставленные сети и ловушки в акватории залива, — рассказывает Алексей Юрьев. — К добросовестным рыбакам у нас нет претензий, и они к нам относятся уважительно и доброжелательно. А вот с нарушителями труднее всего. Никто не хочет быть наказанным, поэтому мы сталкиваемся и с сопротивлением, и грубостью, и отговорками, когда результат преступного деяния налицо.

Законопослушных рыбаков мы в тот день встретили. Семейная пара Александра и Оксаны Любиковых свой отпуск проводят на надувной лодке с удочкой в руках.

Ну что, ребята, клюёт? — интересуется инспектор.

Так, понемногу, — отвечают рыбаки.

Сотрудники рыбоохраны без стеснения осматривает инвентарь рыбаков-любителей, от внимания профессионалов не ускальзывает ни одна деталь. Не обнаружив запретных орудий улова, мы отправляемся дальше.

Тюремный срок за рыбий хвост

На самом деле, путь от безобидной рыбалки до уголовного наказания очень короткий. Браконьерство — тяжкое преступление. Когда человек осознанно идёт на правонарушение, то он ставит под угрозу не только свою судьбу, но и тех животных, на которых охота не ведётся, поскольку нарушается экологическое равновесие в природе — разрываются пищевые цепочки. Варварское добывание икры уменьшает количество водных биологических ресурсов, так как снижается численность их популяции.

— Согласно законодательству суточный вылов рыбы в зависимости от вида допускается от 5 до 20 кг. Если вдруг на крючок попалась запрещённая к вылову рыба, то её необходимо выпустить. Закон запрещает ловить омуля, осётра, тайменя, ленка и гольца. Уголовная ответственность за нарушение требований правил рыболовства браконьерами предусмотрена в виде штрафа в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы и или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет; либо обязательных работ на срок до 480 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет; либо лишения свободы на тот же срок. За причинение особо крупного ущерба в результате вылова рыбы уголовная ответственность более жёсткая и преду­сматривает наказание в виде штрафа до 1 млн рублей либо лишение свободы на срок до пяти лет, — объясняет Александр Пульников.

Высокие штрафы, уголовная ответственность, а также конфискация удочек, сетей и лодок заставят потенциальных браконьеров хорошо подумать, прежде чем нарушить закон.

Поймал ленка — выпусти!

Наш патрульный катер отправляется дальше. Инспекторы рыбоохраны внимательно осматривают акваторию залива — обращают внимание на брошенные бутылки, бесхозные поплавки, ветки на поверхности воды. К ним обычно привязывают сети или ловушки. Мы провели на воде два часа и не заметили ни одного правонарушения.

— Это хороший показатель, — поясняет инспектор, — раньше мы чаще сталкивались с нарушителями, обнаруживали запрещённые средства вылова у рыбаков. Все приспособления изымаем, а на нарушителя составляем административный протокол. Хозяина сетей в воде никогда не найти, это очевидно. Мы проверяем каждый сигнал, поступающий к нам от очевидцев, и в большинстве случаев факт правонарушения подтверждается.

Патрульная служба продолжает проверку. Открытая водная зона оказалась чистой, тогда мы начали тщательно проверять береговую линию. После схода льда вода в Ангаре поднялась, затопила береговые деревья. Ветки, до которых дошла вода, чаще всего используют недобросовестные рыбаки для привязывания сетей. На такой случай мы и наткнулись у одного из берегов залива. Отрезав привязанную леску, сотрудники рыбоохраны принялись поднимать снасть со дна.

— Это сеть поставлена совсем недавно — ей всего несколько дней, так как она мало обросла тиной. А вот и ленок в сетях! Мы его отпустим, он ещё живой, и это здорово. За такую рыбку нарушителю пришлось бы возместить ущерб 925 рублей за хвостик, независимо от роста и веса. А если поймать 1 экземпляр омуля, то помимо штрафа (от 2000 до 5000 рублей) необходимо будет возместить ущерб в размере 3640 рублей. Охотники за редким тайменем заплатят 10635 рублей, а любители краснокнижного осётра — 160456 рублей. При этом если вылов рыбы осуществили в нерестовый период, ущерб необходимо возместить в двойном размере за один экземпляр рыбы, — рассказывает Алексей.

Важное дело

Запрещённая к вылову рыба отпущена, лодки с рыбаками проверены, берег залива осмотрен. Вот и подходит к концу рабочий день сотрудников рыбоохраны, пора отправляться назад в город.  Дорога от Тихого плёса до Иркутска занимает сорок минут по воде.

— Наши сотрудники выезжают и в отдалённые районы. Чаще всего сплавляются по воде, но иногда приходится брать маломерное судно с собой, а добираться до места на машине, затем опускать лодку на воду и проводить проверку. Такое патрулирование занимает больше суток. А если выявляются правонарушения, то инспекторы задерживаются и дольше, — делится Александр.

Непростая работа у службы рыбоохраны. Нужно иметь зоркий глаз, чтобы выслеживать сети и ловушки, иметь знания психологии, чтобы выводить правонарушителей на чистую воду, а ещё мастерски управлять служебным судном в погоне за браконьерами. Такие сотрудники работают на страже водных ресурсов.

Татьяна ИВАНОВА