Храм на века

О Свято-Успенской церкви села Оёк

В чертежах известного картографа Семёна Ремезова упоминания об оёкском храме датированы ещё XVII веком. Первая церковь в селе была деревянной, обустроенной из бывшей часовни и располагалась она недалеко от ныне существующей — в самом центре поселения.

Страницы истории

Известный сейчас Свято-­Успенский храм начали возводить в 1812 году. Тогда архимандрит Аполлон в присутствии многочисленного числа верующих и духовенства заложил фундамент Успенской каменной церкви, сохранившейся до наших дней. Её строительство заняло 33 года и окончилось только в 1845 году. Храм возвели величественный, его по праву можно было отнести к объектам архитектурного искусства. Основная часть храма была выполнена в виде удивительного восьмигранного сооружения, перекрытого деревянным купольным сводом с главкой, с востока к нему примыкал пятигранный алтарь, с запада — двухпридельная трапезная и колокольня. Толщина стен храма — 1,25 м. В год окончания строительства были освящены все три придела: во имя Успения Пресвятой Богородицы, Святой великомученицы Екатерины и святителей Александрийских Афанасия и Кирилла. По данным архива Иркутской области, всего в храме несли свою службу около 15 настоятелей.

Непростая судьба

Благодатная служба продолжалась до 1925 года. В период гонения русской церкви большевиками храм у села отняли и изъяли все ценности. Часть из них была уничтожена, другая часть продана. С 1930-го по 1940-й годы в храме располагалась мототракторная станция. Из-за особенностей архитектуры храм оказался неудобным для размещения машин и оборудования. Тогда было принято решение перенести станцию в другое место, а в здании открылся сельский клуб. Кстати говоря, на стеле у въезда в Оёк изображён Свято-­Успенской храм, но не как объект церковного богослужения, а как учреждение культуры. Клуб просуществовал до 1991 года, позже для него построили новое здание. В дальнейшем храм примерил на себя ещё немало ролей: в нём размещались музей и библиотека. В 1997 году здание передали Иркутской епархии, и в нём наконец начались службы.

Испытание веры

С 2000 года началось активное восстановление церкви. В советское время дальние части здания были заброшены и разрушены, не было отопления. Храму помогали Иркутская епархия и прихожане. На начало реставрационных работ в 2003 году эксплуатировался только южный придел, где проводились церковные службы. Первый этап работ был связан с восстановлением купольного завершения объёма храма. В те годы настоятелем был протоиерей Вадим Колеватов. В его бытность в здании установили печь булерьян и стало тепло. В феврале 2006 года храм испытал ещё один удар судьбы — случился пожар. Едва успевший оправиться после советского режима храм снова было погрузился в хаос разрушения. Второй, пос­лепожарный, этап реставрации был начат оперативно, в том же году, и включал восстановление покрытия трапезной с боковыми приделами, купольных завершений основного храма и алтаря. В 2007 году над храмом появился купол, после 2010 года активное финансирование прекратилось и процесс восстановления храма затормозился.

Спокойное время

В марте 2011 года настоятелем Свято-Успенской церкви был назначен иерей Максим Гаськов. В 2014 году был возведён третий ярус колокольни и отремонтирована кровля. Сейчас идёт реставрация южного придела.

После пожара я застал здание в плачевном состоянии, — рассказал отец Максим. — До того как я начал здесь проводить службы, мне уже приходилось бывать в храме. С момента возвращения церкви верующим было сделано немало для её восстановления, и вот новая беда. Больше всего огорчало то, что у прихожан теперь не было места для молитв.

Тогда недалеко от самого храма открыли молебную комнату. Здесь и проходят службы для прихожан. В небольшой, казалось бы, комнате, на воскресной службе умещается до пятидесяти человек.

В 2007 году один из благодетелей, кстати, человек неместный, купил для храма это здание. После пожара мы здесь проводим службы, и моя приходская квартира — тоже в этом здании, в ней я живу с матушкой Наталией и четырьмя детьми. В здании же находится военно-спортивный клуб «Медведь», — рассказал настоятель.

Зачем человеку вера?

Приходом Максим Гаськов называет верующих из поселения и близлежащих к нему территорий. Сюда же приезжают на службу жители Сосновоборского и Хомутовского муниципальных образований. Иерей Максим окормляет соседские поселения, например, Егоровщину, совершает таинства по просьбам соседей.

— Наш храм вынес немало испытаний на своём пути, и жители, несмотря ни на что, сумели сохранить веру в своём сердце. Большая часть прихода Свято-Успенского храма — женщины и дети. Хотелось бы, чтобы мужчины тоже чаще приходили в храм. От силы веры зависит общее благополучие, крепкие отношения в семьях и радость на лицах наших детей, — поделился Максим Гаськов.

Софья МАЛИНОВСКАЯ