Будем жить и развиваться

Внесены изменения в схему территориального планирования Иркутского района

На прошлой неделе депутаты районной Думы проголосовали за актуализацию Схемы территориального планирования (СТП) Иркутского района. Действующая ранее СТП была разработана в 2010 году на основании Градостроительного кодекса РФ редакции 2007 года. С тех пор многое изменилось: значительно выросло население района, появилась потребность в новых инженерных коммуникациях, дорогах, объектах образования и здравоохранения.

О том, что представляет из себя проект внесения изменений в СТП, какие потребности района учтены, интервью с главным архитектором, начальником Управления архитектуры и градостроительства администрации Иркутского района Александрой Борисовой.

Территория перемен

Александра Александровна, в связи с чем вносятся изменения в СТП?

Ранее действующая схема разрабатывалась в 2008–2010-х годах, она, кстати, была одной из первых на территории Иркутской области в тот период. Но время идёт. В последние несколько лет ситуация кардинально изменилась. Мы стали анализировать динамику развития района и пришли к выводу, что СТП требует уточнения по многим параметрам.

К примеру, появилась острая необходимость в строительстве магистральных сетей водоснабжения и водоотведения. Концепция их развития была представлена в прошлом году на заседании административного совета при губернаторе, получила положительную оценку. Решался вопрос: какими будут эти объекты — региональными или местного значения. Проанализировав полномочия, пришли к выводу, что объекты должны принадлежать району, поэтому их, естественно, необходимо вносить в СТП. Подобных примеров можно привести много.

Внесение изменений в СТП — колоссальный труд. Как шла работа?

Проект внесения изменений в СТП разрабатывался в три этапа. На первом была проанализирована сама необходимость этой процедуры. Вторым этапом подготовлен прогноз динамики системы расселения Иркутского района, спрогнозирована динамика прироста численности населения и строительства жилищного фонда на два расчётных периода — до 2025-го и 2035-го годов. Только затем разработчик приступил к подготовке проекта.

Хочу отметить, что проект разработан в строгом соответствии с Градостроительным кодексом РФ. Кроме того, были учтены все ограничения градостроительной деятельности: наличие особо охраняемых природных территорий, объектов культурного и археологического наследия федерального и регионального значения, водоохранных зон и прибрежно-защитных полос водных объектов. Отображены зоны подтопления, утвержденные Енисейским бассейновым водным управлением. Учтены все ограничения, связанные с действием федерального закона «Об охране озера Байкал», а также наличием приэродромных территорий, охранных зон объектов электросетевого хозяйства, придорожных полос, охранных зон трубопроводов и керосинопровода, санитарно-защитных зон, лесопаркового зелёного пояса вокруг Иркутска и иных ограничений.

Каков прогноз численности населения, ведь именно от этого во многом зависит дальнейшее развитие той или иной территории?

Согласно проекту территория Иркутского района условно разделена на три зоны: центральную, периферийную сельскохозяйственную и рекреационную. В состав центральной зоны включены прилегающие к административному центру региона и активно развивающиеся муниципалитеты — Марковское, Дзержинское, Карлукское, Максимовское, Мамонское, Молодёжное, Смоленское, Уриковское, Усть-Кудинское, Ушаковское, Хомутовское и Ширяевское муниципальные образования. В сельскохозяйственную зону входят Гороховское, Никольское, Оёкское, Ревякинское, Сосновоборское и Усть-Балейское муниципальные образования; рекреационную — Большереченское, Листвянское и Голоустненское муниципальные образования.

Наиболее активный прирост прогнозируется в центральной зоне. В случае строительства жилого фонда в тех объёмах, что утверждены в документах территориального планирования муниципалитетов, к 2025 году общее количество населения Иркутского района прогнозируется на уровне 183,3 тыс. человек (на 1 января 2020 года 136940 человек), а к 2035 году оно увеличится до 332,6 тыс. человек. Рост жилищного строительства в 1,5 раза спрогнозирован к 2025 году, к 2035 году — в 3,3 раза. При этом 92% всего жилфонда района сосредоточится в центральной зоне.

Сейчас с уверенностью можно говорить о четырёх площадках жилищного строительства: в Малой Еланке, Юго-Западном Марковского МО, ЖК «Хрустальный парк» и «Ботаника».

Школы, больницы, детские сады…

Какие объекты внесены в СТП и со временем должны появиться в Иркутском районе?

Предполагается строительство магистральных сетей водоснабжения и водоотведения по Якутскому тракту. Он проходит по территории Уриковского, Карлукского, Хомутовского муниципальных образований. Благодаря его реализации решится одна из самых важных проблем муниципалитетов — обеспечение питьевой водой.

Проектирование, строительство, реконструкция дорог расписаны по перечню, утверждённому Думой Иркутского района. В Большой Речке, к примеру, включён в СТП объект реконструкции автомобильной дороги общего пользования местного значения. Это подъезд в СНТ «Бутырки». Запланирована реконструкция автомобильной дороги общего пользования — подъезд к СНТ «Труженик». Включено строительство детского сада. Сейчас в поселке это, наверное, самый насущный вопрос.

Очень много объектов в Марковском МО. По ним на Думе задавалось очень много вопросов и, в частности, по строительству детского сада и школы в микрорайоне Березовом. Хочу ещё раз повторить, что объекты внесены в СТП.

Кроме того, в проект внесено большое количество подъездных дорог к садоводствам.

В Ушаковском МО отображено строительство школы в Новолисихе, она уже в процессе реализации, ремонт и реконструкция автомобильных дорог. Это подъездные пути к садоводствам. Только на период до 2025 года их запланировано около 40, еще 10 будет сделано до 2035 года. Конкретная реализация всех проектов будет зависеть от финансовых возможностей района и территорий.

В Ушаковском МО также предусмотрено строительство магистральных сетей водоснабжения и водоотведения.

Большое количество образовательных объектов, школ и детских садов, предполагается в Хомутовском МО. К примеру, в посёлке Западном планируется строительство школы на 1550 мест (такая же будет построена в Берёзовом) и детского сада.

В Уриковском МО остро стоит вопрос строительства детского сада и школы в деревне Столбова. Они тоже включены СТП на период до 2025 года. Здесь, как и везде, в проект включено очень много ремонтов и реконструкций дорог в СНТ. На период до 2025 года — 12 дорог.

На встречах жителей с руководителями района часто звучит вопрос о нехватке в территориях учреждений здравоохранения.

СТП Иркутской области (так как полномочия по решению проблем здравоохранения переданы на уровень региона) предложено строительство в селе Малое Голоустное лечебного корпуса участковой больницы, в посёлке Дзержинск возведение больничного комплекса, в Молодёжном — детского многофункционального медицинского центра, в Парфёновке преполагается возведение четырёх объектов здравоохранения.

Запланировано строительство 50 (!) фельдшерско-акушерских пунктов. Новые ФАПы появятся в населённых пунктах, где их нет.

Важно отметить, что в проекте внесения изменений в СТП отражены мероприятия, включённые в СТП Российской Федерации и Иркутской области, реализация которых запланирована на территории Иркутского района. Так, в СТП сохраняются мероприятия по строительству аэропорта в районе деревни Позднякова, проект газоснабжения в рамках газификации региона и т. д.

Зелёный пояс для района

Я знаю, что по итогам обсуждения проекта поступало предложение от депутата Владимира Новосёлова дождаться утверждения границ лесопаркового зелёного пояса вокруг Иркутска, корректировкой которых в настоящий момент занимается Министерство природных ресурсов региона.

Границы зелёного пояса вокруг Иркутска установлены действующим приказом Министерства природных ресурсов Иркутской области «Об установлении границ лесопаркового зелёного пояса города Иркутска», но сведения о его границах не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Когда будет принято решение на уровне региона в соответствии с нормами действующего законодательства о том, что приняты новые границы зеленого пояса, мы инициируем внесение изменений в СТП Иркутского района. Утверждая сегодня СТП района, мы не изменяем границы зелёного пояса, а отображаем те, что приняты на уровне области.

Данную позицию подтвердила прокуратура Иркутского района.

В заключение хочу сказать, что если у жителей будут возникать вопросы по проекту изменений в СТП, их можно задать по телефону Управления архитектуры и градостроительства Иркутского района 718-022.

Яна ЛИМОВА