Волшебная страна Юрия Баранова

Жизнь писателя увлекательна и интересна, полна парадоксов, необычных встреч и событий, но в то же время не так проста, как может показаться на первый взгляд. В поисках необычной фабулы и идеальных героев автор проводит бессонные ночи, раз за разом раскручивая сюжетную линию и прорисовывая портреты. И всё для того, чтобы читатели что-то осознали, по-настоящему влюбились в поступки героев, их мысли, слова и, конечно, получили впечатление от произведения.

Известный и любимый в Иркутской области детский писатель, член Союза писателей России, директор иркутского Дома литераторов, житель села Пивовариха и просто хороший человек Юрий Баранов недавно получил почётное звание «Заслуженный работник культуры и искусства Приангарья». Мы поговорили с Юрием Ивановичем о том, с чего всё начиналось и почему детская литература стала его призванием.

Чаша неба

Юрий Иванович, многие вас знают как автора прекрасных сказок, взрослого и детского поэта, члена Союза писателей. Но большой временной отрезок вашей жизни связан с авиацией. Расскажите, как в вашей жизни появилось небо?

— Моё детство проходило на Украине в городе Мелитополе. Я считался очень болезненным ребёнком и даже имел серьёзный диагноз. Естественно, о военной карьере не могло быть и речи. Более того, когда я закончил школу, родители не отпустили меня поступать в другой город. Пришлось пойти на вечернее отделение педагогического института. Скоро я понял, что если задержусь здесь, то окончательно угроблю своё здоровье. И тогда случилось настоящее чудо. Когда я призывался в армию, моя медицинская карточка была утеряна, а врачи не обнаружили никаких отклонений. Службу проходил матросом на Чёрном море, а после неё поступил в Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Марины Расковой. Мне очень повезло, что я попал именно сюда. Меня окружали удивительно мудрые и чуткие люди. Среди преподавателей было много фронтовиков. Самолётовождению нас учил единственный в стране дважды Герой Советского Союза штурман Василий Васильевич Сенько — легенда дальней авиации. Именно тогда я убедился, что настоящие герои очень скромные, сдержанные люди. Кстати сказать, в Тамбове я познакомился и со своей будущей женой. Военную службу окончил в 1992 году в звании подполковника.

Что вы почувствовали, когда впервые совершили первый полёт?

— Это непередаваемые ощущения. Ничего красивее в жизни я не видел. Первый полёт подробно описан в моём рассказе «Чаша неба». Поднявшись в небо, ты не только видишь, но и ощущаешь физически горизонт и облака, которые действительно похожи на чашу неба. Такие облака видят только лётчики. Спросите, испытывал ли страх? О страхе лётчику думать некогда, потому что он занят работой в кабине. Вспомнился случай, очень характерный для курсанта. Начал взлетать, ткнул пальцем кнопку убора шасси, а они не убрались. Когда набираешь скорость после взлёта, поле внизу становится живописным, как будто кисточкой размазано. А тут вижу чёткие травинки, весьма необычное чувство. Понимаю, что колёса торчат. Начинаю метаться по кабине, вижу — красные сигналы горят. Понимаю, что шасси не убраны. Оказалось, кнопку до конца не нажал, вот и случилась оказия. Оперативно устранил проблему и бац! Большое зелёное поле резко размазалось. Победа!

Творчество как смысл жизни

Откуда пришёл интерес к литературе? Наверняка вы много читали в детстве, юности?

— Я обязан своей семье за то, что полюбил литературу. Мои родители были очень начитанными. Отец — тоже военный лётчик, увлекался историческими произведениями. Первой книгой, которую мне подарили на пятилетие, была «Приключения Оливера Твиста». А после окончания первого класса получил в подарок книжку «Как закалялась сталь». Настолько увлёкся этим произведением, что перестал делать уроки. Книга лежала в ящике письменного стола, и когда мама подходила, мне приходилось грудью закрывать это место, чтобы она не заметила. Как только уходила, я сразу вновь погружался в чтение.

А когда вы поняли, что хотите создать собственное произведение?

— Писать я начал рано, ещё в школе, даже печатался до армии. Но всё это было сгустком эмоций. Моё первое стихотворение называлось «Ермак». Вообще это очень забавно. Живу на Украине и вдруг пишу о казацком атамане, который присоединил Сибирь к Московскому царству. Я знать не знал, что когда-нибудь попаду в Сибирь и по-настоящему полюблю эти края. Редактор маленькой районной газеты, прочитав мои стихи, предложил мне посещать занятия литературного объединения. Через некоторое время я начал писать короткие рассказы. И, к моему большому удивлению, их стали печатать в газете. Первую новеллу опубликовали в газете «Серп и молот» в 1964 году. По этому поводу мой друг написал четверостишие: «Пока ты глуп, пока ты молод, пиши в газету «Серп и молот». С этим багажом я оказался в лётном училище. От писательства пришлось отказаться. Учебная программа была сложной, времени катастрофически не хватало. Разлука с литературой продлилась больше 30 лет.

Литература и авиация неразделимы

Значительный перерыв, но всё-таки вернулись. Почему?

— Через 30 лет после выпуска мы встретились с однокурсниками и я узнал, какая интересная жизнь была за плечами у каждого. Со мной учились поразительные мальчишки. Именно мальчишки, потому что лётчики до конца своих дней остаются детьми, готовыми играть и шутить безостановочно. Например, Юрий Куранов. Совершил 29 боевых вылетов. Разве это не подвиг? Мне захотелось истории моих лётчиков перенести на бумагу. Так, в 2005 году появилась первая книга «Медвежий след». Неожиданно для меня людям она понравилась и её стали охотно читать. Она вошла в список книг, которые восхищают библиотекарей Иркутской области.

Иркутский сказочник

— В какой-то момент я обратил внимание на то, что дети совсем перестали читать. Моей внучке Тасе стало совсем не интересно проводить время с книжкой в руках. И, чтобы приохотить её к чтению, я написал сказку «Тайны Тихвинской площади». В сказке рассказывается о том, как крысы, живущие в подземельях нашего города, решили выбраться на поверхность и украсть главную новогоднюю ёлку. Мне не только хотелось придумать волшебную историю, но и показать очарование Иркутска, заложить зерно любви к городу, в котором родились нынешние мальчишки и девчонки. И сказка оказалась удивительно востребованной. Затем стали появляться и исторические повести. Одна из них — «Иркутский драгун Лёшка, или тайна Наполеона», которую очень полюбили дети. Когда я стал осмысленно заниматься детской литературой, в первую очередь решил учиться у Чуковского. Один из его принципов — писать так, чтобы ребёнку хотелось это сыграть. И я старался в каждом произведении разыграть небольшую увлекательную сценку.

Любовь с первого взгляда

В интервью вы часто говорите, что влюблены в Иркутск. Откуда пришла такая любовь?

Иркутск сыграл в моей судьбе свою поворотную роль. Когда я приехал сюда в 1983 году, был ноябрь — большими хлопьями тихо падал снег. И я так отчётливо почувствовал энергетику этого старинного купеческого города, абсолютно русского и в то же время многонационального, что не смог отсюда уехать, погрузился в него своим сердцем, всем своим существом. Сначала мы жили в городской квартире, позже перебрались на природу — в Пивовариху.

Природа дарит радость людям. Знаете, настолько там хорошо, тихо и спокойно. Во дворе повсюду растут цветы. С женой занимаемся огородом. В этом году посадили хвойные деревья. Этот невероятный запах свежести после дождя не передать словами. А улица, на которой расположен наш дом, носит название Рябиновая. Чувствуете атмосферу? Для меня эта улица — целая страна. Даже вышла книга детских стихов «На улице Рябиновой». Утром сажусь за письменный стол, смотрю в окно, вижу — прилетела сорока. Я тут же о ней пишу стихи: «Сорока оставила дома свой хвост, над нею смеётся теперь даже дрозд…». Пусть стихи и сказки рождаются бесконечно и появляются на свет добрые, познавательные и весёлые книги, они так нужны всем нам и нашим детям.

Кстати, в творческом портфеле писателя 20 книг, из которых четыре для взрослых читателей, и несколько сотен стихов.

Татьяна ПОДКУЙЧЕНКО