Можно ли обменять телефон в магазине «просто так»

Покупка нового смартфона для многих является событием, к которому  подходят основательно. Однако бывают моменты, когда вроде бы тщательно выбранный смартфон не соответствует ожиданиям: звук слабый, панель меню неудобная, материал корпуса не тот, расцветка на свету другая и т.д. В этом случае, соответственно, возникает вопрос: можно ли вернуть телефон в магазин просто так, потому что не понравился?

Закон гласит…

По действующему законодательству в области защиты прав потребителей предусмотрен порядок обмена товаров в течение 14 дней, не считая дня его покупки, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, или, в случае отсутствия товара на обмен, можно требовать
вернуть денежные средства.

Казалось бы, все просто: телефон не подошел по расцветке или размеру, значит, можно обменять товар, но на практике всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.

Существует такая категория, как технически сложные товары. Телефон однозначно является таковым, так как это оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования,  имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями.

Таким образом, основание для обмена телефона в течение 14 дней к этой категории товаров не применяется. В соответствии с действующим законом о защите прав потребителей технически сложные товары входят в перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.

Защитить права

Внимание! Часто потребители говорят, что продавцы-консультанты специально вводят покупателей в заблуждение относительно их прав и при покупке телефонов. Они говорят, чтобы покупатель спокойно забирал телефон домой и там более подробно изучал все его функции и характеристики. Ведь есть 14 дней для возврата товара в магазин, если он не понравиться. Однако при обращении потребителя в магазин с целью обмена товара или возврата средств за него продавец вполне обоснованно отказывает ему в этом требовании.

Есть способ покупки товаров, по которому потребитель все-таки может вернуть телефон, если он ему не понравился. Это можно сделать в случае, если он приобретен дистанционным способом, то есть через интернет, даже если товар забирали из магазина продавца.

В этом случае законодательно для покупателя предусмотрено право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение 7 дней. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от него в течение трёх месяцев с момента его передачи.

Важно помнить

Однако при использовании такого способа возврата технически сложных товаров необходимо также учесть, что это возможно в случае, если сохранены товарный вид и потребительские свойства, а также на руках имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки заказанного товара.

Для того чтобы доказать, что товар был приобретен именно через сеть «Интернет» на сайте продавца или через торговые площадки, необходимо сохранить информацию с номером заказа, способе оплаты товара и документ подтверждающий внесение оплаты, или предоставить иной способ идентификации заказа.

Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения технически сложного товара бытового назначения у этого продавца.            

В случае возникновения проблемы можно обратиться в консультационные центры по защите прав потребителей по адресу: Иркутск, ул. Трилиссера, 51,   тел. 8(395-2)22-23-88; ул. Пушкина, 8,    тел.8 (395-2) 63-66-22. Электронная почта zpp@sesoirk.irkutsk.ru. Единый консультационный центр Роспотребнадзора – 8-800-555-49-43.

Отдел потребительского рынка администрации Иркутского района